ДВА «РОМАНА»: МЕТАМОРФОЗЫ «УЛЫБКИ» И «УСМЕШКИ» В «ОБЛОМОВЕ» И.А. ГОНЧАРОВА

  • Галина Владимировна Мосалева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Поэтика, комическое, сюжет, мир ценностей, герои

Аннотация

В статье сопоставляются две сюжетные линии, связанные с Ольгой Ильинской и Агафьей Пшеницыной. Сюжеты «улыбки» и «усмешки» изучаются в контексте категории комического в романе Гончарова. Рассматривается феномен двойственности «улыбки» Ильинской: с одной стороны, как символ западной культуры (впервые появляется на лице Ольги в связи со Штольцем), с другой стороны, как символ любви к Обломову, к миру «своего». «Улыбка» Ольги полисемантична: она отождествляется с книгой, жизнью, любовью. Крах иллюзий Ольги о браке с Обломовым приводит ее к измене улыбке, подавлению и вытеснению ее «усмешкой» и «слезами». Драматический финал любовной линии Ольги и Обломова рассматривается в метафизическом контексте как измена своему предназначению, отказ от подлинного Жениха. Расплатой Ольги за отказ от предназначения является утрата ею «детского смеха» и «улыбки». В сюжете «усмешки» Агафьи Матвеевны отмечается обратное движение: от «усмешки» к «улыбке», от автоматизма жизни к ее духовному преображению. «Усмешка» у Пшеницыной выступает как загадка для читателя, предлагаемая автором. В статье рассматриваются разные смыслы проявления «усмешки» героини: как признак целомудрия души, смирения, простоты и кротости. В сравнении героинь отмечается различие их культурных ориентиров: образ Ильинской эстетизируется и романтизируется, образ Пшеницыной деэстетизируется и углубляется. Обращается внимание на динамику образа Ольги и статику образа Агафьи Матвеевны, в результате чего первый тяготеет к живописности, второй - к иконичности. В финале романа и «улыбка» Ольги и «усмешка» Агафьи Матвеевны растворяются в «слезах» по Обломову, вызывая в читателе феномен умиления.

Литература

1. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов // Анненский И.Ф. Книги отражений. М.: Наука, 1979. С. 251-271.
2. Бемиг М.И. И.А. Гончаров о живописи // И.А. Гончаров: материалы межд. конф., посв. 185-летию со дня рожд. И.А. Гончарова. Ульяновск, 1997. С. 230-233.
3. Говоруха-Отрок Ю.Н. И.А. Гончаров // Во что веровали русские писатели? Литературная критика и религиозно-философская публицистика. С-Пб: Росток, 2012. С. 515-534.
4. Гончаров И.А. Обломов // Гончаров И.А. Собр. соч.: В 8 т. М., 1979. Т. 4.
5. Григорьев А.А. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо» // Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М.: Современник, 1986. С. 144-188.
6. Григорьев А.А. Граф Л.Н. Толстой и его сочинения. Ст. вторая. Литературная деятельность графа Л. Толстого. URL: http://grigoryev.lit-info.ru/grigoryev/kritika-grigorev/tolstoj.htm (дата обращения: 03.11.2021).
7. Гродецкая А.Г. «Пафос середины»: ирония и автоирония у Гончарова // Гончаров: живая перспектива прозы. Научные статьи о творчестве И.А. Гончарова. Bidliotheca slavica savariensis. Szombathely, 2013. Т. 13. P. 38-47.
8. Дружинин А. «Обломов», роман Гончарова. URL: http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_0070.shtml (дата обращения: 02.10.2021).
9. Краснощекова Е.А. Иван Александрович Гончаров. Мир творчества. С.-Пб., 2012. 527 с.
10. Мальцева Т.В. Агафья Матвеевна Пшеницына: портрет в дверном проеме // Вестник Ленинград. Гос. ун-та им. А.С. Пушкина. С.-Пб., 2010. Т. 1. №2. С. 300-305.
11. Старыгина Н.Н. Образ Casta Diva как центр лейтмотивного комплекса образа Ольги Ильинской: («Обломов» И.А. Гончарова) // Гончаров И.А.: Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. С. 92-99.
12. Степенная книга царского родословия // Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 2003. Т. 12: XVI век. 624 с.
13. Токарева М.А. Традиции смеха и улыбки в русской и западной культурах // Вестник Моск. ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. №3. С. 93-103.
Поступила в редакцию 2022-01-20
Опубликована 2022-10-14
Раздел
Литературоведение
Страницы
1054-1061