САКРАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД КОММУНИКАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Аннотация
В исследовании представлены результаты системного анализа структуры сакральной коммуникации. Необходимым элементом для определения коммуникации как сакральной является принадлежность одного или более субъектов к сверхъестественной силе. В качестве средства коммуникации выступают сакральные знаки, которые могут быть как вербальными, так и невербальными. Знаки могут наделяться магической силой, тем самым выполнять функцию сверхъестественной силы. Относительно цельной единицей сакральной коммуникации будет сакральный коммуникативный акт, а его основным компонентом - сакральный текст. В ходе исследования уточняются термины, связанные с данным видом коммуникации. Характеризуются темпоральная и локативная специфика функционирования, элементы семантики (оппозиция сакральный / профанный, удвоение миров) и роль прецедентности. Выделяются причина и цель сакральной коммуникации, описываются возможные варианты их соотношения. Достижение или не достижение цели, которое обусловлено рядом специфических факторов, определяет успешность коммуникации.
Литература
2. Бейтсон Гр. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000. 480 с.
3. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. Логико-семиотический анализ вербальной магии. М.: Новый век, 2000. 445 с.
4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996. 432 с.
5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
6. Кибрик А.А. Мультимодальная лингвистика // Когнитивные исследования - IV. М.: ИП РАН, 2010. С. 134-152.
7. Коновалова Н.И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен [Текст]: монография. Екатеринбург, 2007. 298 с.
8. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). Монография. М.: Диалог-МГУ, 1998. 352 с.
9. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
10. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин: «Ээсти Раамат», 1973. 93 с.
11. Малиновский Б. Проблема значения в примитивных языках // Эпистемология и философия науки. Т. V. М., 2005. № 3. С. 199-233.
12. Новое в зарубежной лингвистике: Вып. 17. Теория речевых актов. Сборник. М.: Прогресс, 1986. 424 с.
13. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 562 с.
14. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации: коллективная монография. М.: Наука, 1974. 148 с.
15. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. 252 с.
16. Элиаде М. Структура символов (фрагмент) // Метафизические исследования. Вып. 10. СПб., 1999. С. 141-152.
17. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 297 с.
18. Юнг К. Структура души // Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс: Универс, 1993. 329 с.
19. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. 685 с.
Опубликована 2022-10-14