ЯЗЫЧЕСТВО: ТРИ ПОДХОДА К КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ

  • Никита Александрович Кутявин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: язычество, неоязычество, феноменология, функционализм, конструктивизм

Аннотация

В статье исследуется использование термина «язычество» в рамках академических исследований на тему религии древних славян и современного неоязычества. Кратко прослеживается история термина. Проанализированы три основные концептуализации язычества. Феноменологическая концептуализация основана на представлениях самих неоязычников и христиан о том, что такое язычество. Функционалистская концептуализация абстрагируется от представлений людей и редуцирует язычество к его социальным функциям как религиозного института, сплачивающего сообщество. Конструктивистская концептуализация рассматривает язычество как идентичность, возникающую в результате столкновения представителей дохристианских религий с христианами. Автор приходит к выводу, что все три концептуализации и все три подхода в равной мере необходимы для более комплексного исследования язычества и неоязычества.

Литература

1. Бесков А. А. О язычестве, неоязычестве и подходах к их изучению (размышления над статьей Н. А. Кутявина «К проблеме парадигмы исследования неоязычества») // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2020. Т. 30. Вып. 4. С. 638-648.
2. Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья первая) // COLLOQUIUM HEPTAPLOMERES: Научный альманах. Выпуск II / сост. А. А. Бесков, Р. В. Шиженский. Нижний Новгород: Мининский Университет, 2015. С. 6-18.
3. Гайдуков А. В. Новое язычество. Неоязычество. Родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования: монография / под ред. Р.В. Шиженского. Нижний Новгород: Мининский университет, ООО «Типография “Поволжье”», 2016. С. 24-46.
4. Гальцин Д. Д. Лики Протея: история современного язычества как религиозной идентичности. СПб.: Изд-во РХГА, 2020. 296 с.
5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 736 с.
6. Забияко А. П. Язычество: от религии крестьян до кибер-религии (статья первая) // Религиоведение. 2005. № 4. С. 105-114.
7. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2007. 239 с.
8. Кутявин Н. А. К проблеме парадигмы исследования неоязычества // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2019. Т. 29. Вып. 4. С. 691-697.
9. Слова и поучения Серапиона Владимирского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. СПб., 1997. URL: http://lib2.pushkinskijdom.ru/tabid-4963 (дата обращения: 29.07.2020).
10. Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М.: Астрель: АСТ, 2005. 463 с.
11. Токарев С. А. О религии как социальном явлении (мысли этнографа) // Советская этнография. 1977. № 3. С. 87-105.
12. Токарев С. А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. 622 с.
13. Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть: Учебное пособие. М.: Русский издательский центр, 2014. 1088 с.
14. Ханеграаф В. Я. Западный эзотеризм. Путеводитель для запутавшихся. М.: Центр книги Рудомино, 2016. 256 с.
15. Эрман Б. Д. Триумф христианства. Как запрещенная религия перевернула мир. М.: Эксмо, 2019. 384 с.
16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 527 с.
Поступила в редакцию 2021-12-18
Опубликована 2023-02-26
Раздел
II Всероссийская научная конференция памяти профессора Игоря Яковлевича Фроянова «Древняя Русь: власть, общество, идеология», Ижевск, 22 июня 2022 года
Страницы
138-143