ИНТРОНИЗАЦИЯ ИЗЯСЛАВА МСТИСЛАВИЧА В КИЕВЕ (1146 г.) В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РУСИ

  • Наталья Дмитриевна Николаева
    • ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Ключевые слова: Изяслав Мстиславич, Владимир Мономах, интронизация, духовенство, аристократия, кризис государства трибутарного типа

Аннотация

В статье предпринята попытка разрешения историографического «оксюморона» - сосуществования представлений о князе Изяславе Мстиславиче как правителе-новаторе и правителе-архаике. В качестве отправной точки для исследования выбрана интронизации Изяслава в Киеве в 1146 г. Данный выбор обусловлен тем, что именно это ритуальное действие является средоточием политико-идеологических конструктов и паттернов, которые положены в основу правления князя. На основании анализа источников автор приходит к выводу о том, что нововведения, привнесенные Изяславом Мстиславичем в интронизацию - посещение храма св. Софии, поклонение Богородице, лития - представляли собой проявление протяженного во времени и пространстве общественно-политического процесса. Речь идет о трансформации системы взаимоотношений в среде властной элиты: выделении аристократии в качестве противовеса княжеской власти и попытке князей создать опору в лице другой категории крупных землевладельцев - духовенства.

Литература

1. Артамонов Ю. А. Об участии церкви в интронизации князей Древней Руси // Восточная Европа в древности и средневековье. 2021. Т. 33. С. 13-18.
2. Бибиков М. В. Генезис и парадигматика идеи власти в Византии // Репрезентация верховной власти в средневековом обществе (Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа). Тезисы докладов. Москва: Индрик, 2004. С. 11-15.
3. Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х гг. об отмене поста в праздничные дни // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 3 (73). С. 118-139.
4. Виноградов А. Ю., Желтов М. С. Правовые акты Русской митрополии источников: на международных и междисциплинарных путях // Юбилейный сборник в честь Александра Васильевича Назаренко. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. С. 35-57.
5. Виноградов А. Ю. Религиозный аспект церемонии вокняжения в домонгольской Руси // Древняя Русь: вопросы медиевистики: ежеквартальное издание. 2022. № 2 (88). С. 5-16.
6. Гайденко П. И. Становление высшего церковного управления в Киевской Руси : дисс.. д. и. н: 07.00.02. Екатеринбург, 2011. 459 с.
7. Гвозденко К. С. Церемония княжеской интронизации на Руси в домонгольский период // Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2009. № 1 (35). С. 17-35.
8. Греков Б. Д. Киевская Русь. М.: Госполит., 1953. 568 с.
9. Долгов В. В. Древняя Русь. Мозаика эпохи. Очерки социальной антропологии общественных отношений XI-XVI вв. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2004. 216 с.
10. Ионайтис О.Б. Византия и Русь: развитие философских традиций. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 269 с.
11. Котышев Д.М. Инвеститура киевских князей XI-XII вв. // Вестник Удмуртского университета. Серия история и филология, 2022. Т. 32. Вып. 1. С. 93-100.
12. Котышев Д.М. От Русской земли к земле Киевской. Становление государственности в Среднем Поднепровье в IX-XII вв. М.: Центрполиграф, 2019. 254 с.
13. Лавренченко М. Л. «Бъıти всѣм за один брат». Прагматика терминов родства в диалогах Киевской летописи (1146-1154) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2014. №1 (55). С. 43-57.
14. Назаренко А. В. Об обстоятельствах учреждения Смоленской епископии // Средневековый Новгород. К 80-летию со дня рождения В. Л. Янина. М.: Памятники исторической мысли, 2009. С. 468-481.
15. Поппэ А. Учредительная грамота Ростислава Мстиславича // Археографический ежегодник за 1965 год. М.: АН СССР, 1966. С. 59-71.
16. Плотникова О. А. Становление и развитие властных структур в древнерусском обществе IX-XII вв. : дисс.. к.и.н.: 07.00.02. М., 2003. 202 с.
17. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв. СПб.: Наука, 2003. 244 с.
18. Полное собрание русских летописей. Том I. Лаврентьевская летопись. Л.: АН СССР, 1926-1928. 379 с.
19. Полное собрание русских летописей. Том II. Ипатьевская летопись. М.: Языки русской культуры, 1998. 648 с.
20. Пузанов В. В. Княжеские инсигнии в средневековой Руси и «Батыево знамение» // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2011. Т. 153. Кн. 3. С. 102-111.
21. Ричка В. М. «Владимиръ на столѣ» (Обряд інтронізації в Київській Pyci) // Ruthenica. 2007. Т.VI. С. 115-134.
22. Соколов Ю. А. Дядя против племянника // Древняя Русь: во времени, в личностях, в пространстве. 2015. Вып. 4. С 112-137.
23. Стефанович П. С. «Большая дружина» в Древней Руси // Российская история. 2011. № 5. С. 78-90.
24. Чичуров И. С. Политическая идеология Средневековья. Византия и Русь. М.: Наука, 1991. 173 с.
25. Шмурло Е. Ф. Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862-1462). СПб.: Алетейя, 1998. 541 с.
26. Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв. М.: Наука, 1989. 228 с.
Поступила в редакцию 2022-12-12
Опубликована 2023-02-26
Раздел
Статьи и сообщения
Страницы
151-159