ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАСПОРЯДКА ДНЯ И ДОСУГА МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

  • Рашид Ильязович Амишов
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет
Ключевые слова: татары, мусульманское духовенство, муллы, имамы, прихожане, работа, религиозные обряды, отдых, увлечения, досуг

Аннотация

В статье на основе источников, публикаций дореволюционных татарских газет «Йолдыз», «Кояш», «Азад халык» и работ исследователей впервые раскрываются особенности распорядка дня и досуга мусульманского духовенства Среднего Поволжья во второй половине ХIХ - начала ХХ в. Автор приводит интересные примеры из жизни и деятельности приходских мулл, делает акцент на существующие отличия их рабочего дня и формы отдыха от основного населения. Исходя из большого объема обязательств и повседневных задач, их рабочее время очень часто было ненормированным и имело свои особенности, которые напрямую зависели от индивидуальных черт личности, от искреннего отношения к работе. Как правило, трудовой день имама состоял из проведения пятикратных коллективных молитв в мечети, проведения заранее запланированных религиозных обрядов на дому у прихожан, обучения молодежи в примечетской школе или медресе в период учебного года, занятия семейно-бытовыми делами и другим. Летом большинство духовных лиц были заняты на своей земле, в сельском хозяйстве. Свободное от профессиональной деятельности время, в зависимости от индивидуальных особенностей, возраста, материальных возможностей и интересов, духовные лица занимались любимыми делами и увлечениями. Виды досуга и отдыха мулл имели многие схожие черты с видами досуга и отдыха основной части мусульманского населения. Более подробно каждое из направлений жизни духовных лиц раскрывается в статье.

Литература

1. Ахметова Д. И. Фатих Амирхан в фотографиях. Казань: ИЯЛИ, 2016. 72 с.
2. Баруди Г. Хәтирә дәфтәре: 1920 елның 12 июненнән алып сентябрь ахырына кадәр. Казан: ТР ФА Ш. Мәрҗәни исемендәге Тарих институты, 2017. 236 б.
3. Баруди Галимджан. Памятная книжка (Хәтер дәфтәре). Казань: Иман, 2000. 147 с.
4. Бер кеше. Мөхбирләремездән. Духовный собраниянең игътибарсызлыгы // Кояш. 1916. 18 марта. № 935. Б. 4.
5. Бәшири З. Ш. Сайланма әсәрләр: истәлекләр, бәян, публицистик язмалар. Казан: Татар. кит. нәшр., 2014. 427 б.
6. Воспоминания Маликова Ильгиза - жителя д. Мурзино Апастовского района Республика Татарстана, 26 июля 2020 г.
7. Государственный архив Ульяновской области (ГА УО), ф. 88, оп. 4, д. 223, л. 1-120.
8. Отдел редких рукописей Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета (ОРРК НБЛ КФУ), № т. 1010, 1011. Каталог. Баруди көтепханәсенең китаплар исемлеге. Казан, [XIX г. азагы - ХХ г. башы]. 178 б.
9. Отдел редких рукописей Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета (ОРРК НБЛ КФУ), ф. 7, ед. хр. 2. Малов Е. А. Крещеные татары Буинского уезда. Казань, 1865. 20 с.
10. Имамлык бәйрәме // Йолдыз. 1912. 17 июнь. №1209. Б. 3.
11. Исах // Кояш. 1914. 23 май. №420. Б. 3.
12. Казан хәбәрләре. Иннә лилләһи үә иннә иләйһи раҗигун // Әхбәр. 1908. 25 июнь. №83. Б. 3.
13. Казан өчен имсәкия // Кояш. 1913. 6 август. № 189. Б. 4.
14. Коблов Я. Д. О магометанских муллах. Религиозно-бытовой очерк. Казань: Центр. тип., 1907. С. 16.
15. Кобзев А. В. Паломничество мусульман Симбирской губернии во второй половине ХIХ - начала ХХ века // Архивы - духовные символы Симбирского-Ульяновского края: Материалы архивных чтений / отв. ред. Г.В. Степанов. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005. С. 31-33;
16. Мортазина Л. Р. Татар авыллары мәгарифе (Бәхтияр әл-Мәмдәли һәм Бәхтияровлар нәселе): фәнни-популяр басма. Казан, ТФАнең Ш.Мәрҗәни ис. Тарих институты, 2016. 92 б.
17. Мухаметшин Р. Р. Проблемы татарского традиционализма на страницах журнала «Дин ва магишат» (1906-1918): дис. … канд. ист. наук. Казань, 2004. 214 с.
18. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ), ф. 1, оп. 87, д. 16, л. 29;
19. Путевые заметки Н. А. Толмачева о жизни и быте крестьян Казанской губернии в середине XIX в.: сборник документов и материалов. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. 132 с.
20. Сабан-туйы в гор. Казани // Инородческое обозрение (Приложение к журналу «Православный собеседник»), сент. 1914, кн. 8. Казань: Центральная типография. С. 284-287.
21. Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография. Казань: Татар, кн. изд-во, 2007. 224 с.
22. Сухарев А. А. Казанские татары (уезд Казанский). Опыт этнографического и медико-антропологического исследования. СПб., 1904. 195 с.
23. Сабирҗан Габасов Аязкүзи. Авылларда уку эшләре // Кояш. 1917. 19 янв. № 1069. Б. 4.
24. Фахретдинев Р. С. Болгар вә Казан төрекләре. Казан: Татар. кит. нәшр, 1993. 287 б.
25. Фахретдин Ризаэтдин: Научно-библиографический сборник. Казань: Рухият, 1999. 224 с.
26. Фахрутдин Ризаэддин. Асар. 3-4 тома. Казань: Рухият, 2010. 648 с.
27. Фукс К. Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. Казань: университетская типография, 1844. 210 с.
28. Фәйзи Мирхәйдәр. Сезгә миннән ак теләк.. // Безнең мирас. 2017. № 2, февраль. Б. 10, 12.
29. Ш. А. Хәзрәтләр мәҗлесе // Азад халык. 1906. 12 август, № 11. Б. 2-3.
30. Шиһабетдин Мәрҗәни. Әлмәт: Рухият, 1998. 175 б.
31. Штейнфельд Н. П. Малмыжские татары, их быт и современное положение // Календарь и памятная книжка Вятской губернии за 1894 год. Вятка: губернская типография, 1893. С. 227-319.
32. Әтраф хәбәрләре. Буадан // Йолдыз. 1912. 23 февраль. №797. Б. 3.
33. Әхмәтҗанов М. И. Татар шәҗәрәләре. II том. Казан: Изд-во «ЯЗ» ТР ФА Галимҗан Ибраһимов исемендәге Тел, әдәбият һәм сәнгать институты, 2013. 372 б.
34. Яушов Науширван. Руза урынына йокы // Кояш. 1913. 6 авг. № 189. Б. 4.
Поступила в редакцию 2022-02-26
Опубликована 2023-06-30
Раздел
Статьи и сообщения
Страницы
550-559