ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

  • Валерий Александрович Дозморов
    • ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет»
Ключевые слова: история профтехобразования, государственные трудовые резервы, политические занятия, наша великая Родина, Советский Союз

Аннотация

Ни одна другая область общественного развития так тесно не связана с будущим человечества, как сфера образования. Не является исключением и система отечественного профтехобразования. Тема становления и развития системы пополнения «молодой рабочей смены» в последнее время все чаще является объектом внимания различных представителей научного знания: социологов, экономистов, историков педагогики и образования. В России пишутся монографии, защищаются диссертации по данной теме. Видимо существуют основательные причины для такого внимания. В чем же они заключаются? Немало проблем не только в сфере образования, но и в истории нашей страны может быть освоено сквозь призму изучения истории отечественного профтехобразования. Кроме того, появляется возможность обновления существующей системы обучения и воспитания будущих специалистов. Основная цель данной статьи - рассмотреть организацию и проведение политических занятий в системе государственных трудовых резервов Советского Союза в послевоенное время на примере курса «Наша великая Родина». Политические занятия представляли собой одну из форм политического образования и воспитания будущих рабочих. Исследование выполнено с учетом базовых принципов: историзм, объективность, достоверность. Отмечена положительная роль политических занятий в учебно-воспитательном процессе, в тоже время определены трудности в преподавании данного направления с учетом общей обстановки в стране. Безусловно, многие идеи и принципы организации и проведения политических занятий в рамках системы государственных трудовых резервов весьма актуальны в наши дни. Проблема истории профтехобразования дает нам понимание более широких исторических аспектов, образования, науки и общества в целом.

Литература

1. Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. Р-2698. Ремесленное училище связи № 8 Крымского областного управления трудовых резервов, г. Симферополь, Крымской области.
2. Дозморов В.А. История отечественного профтехобразования в работах Л. В. Захаровского // Вестн. Омского ун-та. Серия: Исторические науки. 2022. Т. 9. № 2 (34). С. 138-142.
3. Дозморов В.А. История профессионально-технического образования в советский период (по данным современных диссертационных исследований) // Технологос. 2021. № 3. С. 78-88.
4. Докучаева И.Г. Образование системы государственных трудовых резервов СССР и начало ее деятельности в Сибири (1940-1942 гг.) // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2016. № 1 (65). С. 16-18.
5. Захаровский Л.В. Советская система профтехобразования и процесс мобилизационной модернизации в СССР // Научный диалог. 2015. № 5 (41). С. 48-76.
6. История профессионального образования в России / под науч. ред. С.Я. Батышева и др. М.: Проф. образование, 2003. 663 с.
7. Король В.Н. Деятельность системы трудовых резервов в Западной Украине в период восстановления экономики (1944-1950 гг.) // Русин. 2015. № 2 (40). С. 118-132.
8. Кязимов К.Г. Становление и развитие системы профессионально-технического образования. М.: АТиСО, 2020. 152 с.
9. Наша великая Родина. М.: Госполитиздат, 1946. 695 с.
10. О преподавании курса «Наша Великая Родина» в ремесленных и железнодорожных училищах Министерства трудовых резервов. М.: Трудрезервиздат, 1947. 9 с.
11. О проведении политических занятий: По материалам совещаний преподавателей политических занятий, состоявшихся в янв. 1954 г. М.: Трудрезервиздат, 1955. 147 с.
12. Программа и указания для преподавателей по курсу «Наша Великая Родина» для ремесленных и железнодорожных училищ. М.: Трудрезервиздат, 1946.
13. Руководство по организации кабинета политических занятий в ремесленных и железнодорожных училищах. М.: Трудрезервиздат, 1947. 15 с.
14. Скоробогатов А.В., Иуков Е.А. История становления и развития профессионального образования в России (XVIII-XX вв.) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 181-185.
15. Соболева Е.Г. Особенности организации теоретического обучения как части учебно-производственной деятельности в учебных заведениях начального профессионального образования Пензенской области в 1945-1958 гг. // Изв. Пензенского гос. пед. ун-та им. В.Г. Белинского. 2006. № 6. С. 115-116.
16. Усманова С. К истории деятельности Тотайкойского педтехникума. 1921-1931 гг. // Крымское историческое обозрение. 2017. № 1. С. 76-85.
17. Ясиновская Т.В. Политические занятия в ремесленном училище. М.: Трудрезервиздат, 1957. 70 с.
18. Croan M. The Politics of Marxist Sovietology: Otto Bauer’s vision // The Journal of Politics. 1959, vol. 21, no. 4, рр. 575-591.
19. Silova I., Palanjyan G. The Soviet Empire, Childhood and education // Spanish Journal of Comparative Education. 2018, no. 31, рр. 147-171.
Поступила в редакцию 2022-12-09
Опубликована 2023-06-30
Раздел
Трибуна молодого автора
Страницы
691-698