ИСТОКИ «ЖИВОПИСНОГО» ОБРАЗА ДЖЕММЫ В ПОВЕСТИ И.С. ТУРГЕНЕВА «ВЕШНИЕ ВОДЫ»
Аннотация
Статья является продолжением размышлений о функциях и семантике живописных сюжетов в повестях И.С. Тургенева «Ася», «Первая любовь» и посвящена реализации живописного сюжета в повести «Вешние воды». Образ главной героини рассматривается с точки зрения сочетания скульптурного и живописного планов. Упоминание скульптуры Даннекера и включение в текст картин Аллори, Рафаэля и Корреджо способствуют реализации мифологического сюжета, в котором осмысляется философия жизни тургеневских героев - Джеммы и Санина. Сюжет выстраивается таким образом, что читатель видит неизменную «сакральность» героини и путь героя от изначальной гармонии - через хаос - к возможности вновь обрести гармонию. Именно Джемма становится для героя нравственным ориентиром.
Литература
2. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века: в 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1977. 244 с.
3. Краткая энциклопедия символов // URL: http://www.symbolarium.ru/index.php/Гранат,_минерал.
4. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. Т. 1. А-К / гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1991. 671 с.
5. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / АН СССР, ИРЛИ (Пушкинский Дом); гл. ред. М.П. Алексеев. М.: Наука, 1981. Т. 8. Повести и рассказы, 1868-1872 / подгот. и примеч. Л.М. Лотман, Л.В. Крестова, Т.Б. Трофимова [и др.]; ред. Н.В. Измайлов, Е.И. Кийко. 542 с.
6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: в 86 т. Т. X (19). Давенпорт - Десмин / под ред. проф. И.Е. Андриевского. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1893. 486 с.
Опубликована 2023-08-25