«КУКЛА» ИЛИ «СВЯТОЙ»? О РИСУНКЕ ДУШИ В «АННЕ КАРЕНИНОЙ» Л. ТОЛСТОГО
Аннотация
Предметом исследования в статье является рисунок движений души персонажей романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в первую очередь, Алексея Александровича Каренина. В одной из ключевых сцен романа - сцене родильной горячки Анны - ее участники проявляют заложенный в них потенциал изменчивости. Этот потенциал есть и в Каренине, который обладает самым широким из всех персонажей романа диапазоном оценок: от «куклы» до «святого». В статье анализируется сцена разговора Алексея Каренина с Долли Облонской, которая представляется особенно значимой для раскрытия характера Каренина и во многом проясняет диалектику его души в сцене родильной горячки Анны. На первый план в обеих сценах выдвигается способность героя испытывать «душевное расстройство» от вида чужих слез. Эта способность является отличительной чертой персонажа и комментирует его, казалось бы, неожиданное перерождение. Способность к христианскому прощению сближает Каренина с Андреем Болконским, также испытывающим «блаженное состояние души» - чувство любви к врагам.
Литература
2. Сливицкая О.В.О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. № 3. С. 34-48.
3. Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Художественная литература, 1978-1984.
Опубликована 2023-08-25