«КУКЛА» ИЛИ «СВЯТОЙ»? О РИСУНКЕ ДУШИ В «АННЕ КАРЕНИНОЙ» Л. ТОЛСТОГО

  • Ксения Алексеевна Нагина
    • ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Ключевые слова: «Анна Каренина», Л. Толстой, Алексей Каренин, сцена родильной горячки Анны, рисунок движений души

Аннотация

Предметом исследования в статье является рисунок движений души персонажей романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в первую очередь, Алексея Александровича Каренина. В одной из ключевых сцен романа - сцене родильной горячки Анны - ее участники проявляют заложенный в них потенциал изменчивости. Этот потенциал есть и в Каренине, который обладает самым широким из всех персонажей романа диапазоном оценок: от «куклы» до «святого». В статье анализируется сцена разговора Алексея Каренина с Долли Облонской, которая представляется особенно значимой для раскрытия характера Каренина и во многом проясняет диалектику его души в сцене родильной горячки Анны. На первый план в обеих сценах выдвигается способность героя испытывать «душевное расстройство» от вида чужих слез. Эта способность является отличительной чертой персонажа и комментирует его, казалось бы, неожиданное перерождение. Способность к христианскому прощению сближает Каренина с Андреем Болконским, также испытывающим «блаженное состояние души» - чувство любви к врагам.

Литература

1. Леонтьев К. О романах гр. Л.Н. Толстого. Анализ. Стиль. Веяние // Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор: [сайт]. URL: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/leo/leo-001-.htm.
2. Сливицкая О.В.О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. № 3. С. 34-48.
3. Толстой Л.Н. Собр. соч.: в 22 т. М.: Художественная литература, 1978-1984.
Поступила в редакцию 2023-02-25
Опубликована 2023-08-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
852-857