ПРОБЛЕМА ЭКОЛОГИИ В ШВЕДСКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  • Ирина Валерьевна Романовская
    • ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»
Ключевые слова: экологическое просвещение, экология, эколитература, детская литература, Швеция

Аннотация

Рассмотрена роль детской литературы в экологическом просвещении, воспитании и образовании детей. Обобщается опыт шведской детской эколитературы, для которой характерен широкий охват знаний о многообразии явлений природы и экологических проблемах. Подчеркивается необходимость чтения эколитературы в раннем детском возрасте для развития осведомленности детей в вопросе взаимодействия «человека - природы». Приведены примеры из шведской детской литературы, показана вариативность тем, проблем, жанров, образов в произведениях. В статье акцентируется внимание на том, что при всем своем многообразии шведская детская эколитература опирается на одни и те же принципы: откровенность, воздействие на эмоционально-чувственную сферу дошкольников и младших школьников, формирование этических и нравственных ценностей, развитие личностных качеств, лежащих в основе экосознания. Обосновывается, что сформированное уже в детском возрасте экосознание определяет благополучие как отдельного человека, так и всего человечества в целом.

Литература

1. Божевольнова К.Г. Принципы экологического просвещения пользователей общедоступных библиотек // Державинский форум. 2019. Т. 3, №10. С. 155-160.
2. Гируцкий A.A. Экология и художественная литература: дискурсная практика. 2019. C. 357-360. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/231499/1/357-360.pdf
3. Фертикова Е.П. Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2019. С. 86-91.
4. Ahlbäck P.-M. Väderkontraktet: plats, miljörättvisa och eskatologi i Astrid Lindgrens Vi på Saltkråkan, Barnboken. URL: https://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.14811/clr.v33i2.17. S. 5-18.
5. Environmental Performance Index. URL: https://epi.yale.edu/
6. Ideland M. Governing‘ eco-certified children’ through pastoral power: critical perspectives on education for sustainable development // Education and Society, Malmö University, Malmö, Sweden. URL: https://www.tandfonline.com/doi/epdf/10.1080/13504622.2013.879696?needAccess=true&role=button
7. Skåve N. «I fred med allt liv»: en ekokritisk läsning av Ronja rövardotter // Nya läsningar av Astrid Lindgrens författarskap. 2015. S. 214-224.
8. Tenngart P. Barnlitteraturens kognitiva världen // Barnlitteraturens värden och värderingar. 2012. S. 23-28.
9. 17 skäl för barnboken // Svenska Barnboksakademin. URL: https://barnboksakademin.com/17skal/index.shtml
Поступила в редакцию 2023-01-31
Опубликована 2023-08-25
Раздел
Литературоведение
Страницы
909-914