ГЕНДЕРНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОПЛОЩЕНИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ «МАТЬ / СВЕКРОВЬ» В УСТНЫХ ЖЕНСКИХ РАССКАЗАХ О ВЕЩИХ СНАХ

  • Ольга Юрьевна Осьмухина
    • ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
  • Марина Александровна Тростина
    • ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Ключевые слова: семейные гендерные отношения, традиция, стереотип, фольклор, устные рассказы о вещих снах, символические образы мать / свекровь

Аннотация

Статья посвящена анализу символики женских рассказов о вещих снах, которые как важнейшая часть устного народного творчества не только выполняют информативно-коммуникативную и познавательную функцию, но и отражают механизмы функционирования семейных, гендерных отношений. В результате установлено, что, во-первых, символика образов матери и свекрови в сновидениях соответствует архетипическим представлениям, сформировавшимся в народном сознании: мать является мощным, надежным, духовным покровителем дочери, призванным защищать ее от злых сил, предупреждать об опасности, грозящей как дочери, так и всей ее семье; свекровь выступает хранителем незыблемого порядка в доме, основанного на традициях и стереотипах, нарушение которого часто связывается с появлением невестки, пришедшей из «чужого» пространства. Во-вторых, символическая миссия некровной матери в сновидении часто определяется реальными отношениями со снохой: если между двумя женщинами сложились доверительные отношения, то свекровь «является» к невестке с благими намерениями, желая уберечь ее и близких от несчастья, предсказать грядущие перемены, успокоить, дать полезный совет. В-третьих, в рассказах о вещих снах свекровь исполняет ту же традиционалистскую функциональную роль, что и при жизни в семье: она пытается поучать невестку, желает ее послушания и подчинения. Наконец, в сновидениях отражаются истинные отношения матери и дочери: теплые чувства порождают приятные, впечатляющие сны-знаки; холодные, напротив, воспроизводятся в негативных, сулящих беды сновидениях.

Литература

1. Абдуллаев М.А., Карабаева Р.О. Народное творчество как объект историко-философской рефлексии // Современные гуманитарные исследования. М., 2006. № 1. С. 118-119.
2. Атрощенко Ю.Ю. Гендерная проблематика современной фольклористики // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2010. № 3. С. 9-15.
3. Борисенко А. Социальные режимы сна и бодрствования // Социология власти. 2014. № 1. С. 113-128.
4. Бочарникова И.С. Народное творчество как социальный феномен в современном российском обществе: дисс. … к. социол. н. Майкоп, 2010. 207 с.
5. Веселова И.С. Структура рассказов о снах // Сны и видения в народной культуре. 2002. С. 171-180. URL: http://www.pragmema.ru/ru/assets/pdf/veselova_struktura_rasskazov_o_snah.pdf
6. Гура А.В. Символика тела в сновидениях // Славянский альманах. 2016. № 1-2. С. 341-355.
7. Живица Е.Ю. Устная народная снотолковательная традиция: на материале рассказов о снах : дис.. канд. филол. наук. М., 2004. 147 с.
8. Иванилов В.М. Ассоциативный потенциал слова как основа толкования сновидений: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006. 23 с.
9. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М.: Логос, 2000. 432 с.
10. Карабаева Р.О. Народное творчество как объект историко-философской рефлексии // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1. С. 118-119.
11. Карманова И.Г. Эволюция сна: этапы формирования цикла «Бодрствование - сон» в ряду позвоночных. Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1977. 174 с.
12. Лазарева А.А. Символика сновидений в народной культуре: фольклорные модели и личные нарративы: дис.. канд. филол. наук. М., 2018. 335 с.
13. Лазарева А.А. Эмоции как объект толкования в славянских народных рассказах о вещих снах // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2016. № 2 (20). С. 30-46.
14. Липатова А.И., Тростина М.А. Символика образа свекрови в устных рассказах о вещих снах // Русский фольклор Мордовии в контексте отечественной культуры: сб. материалов Всеросс. науч. конф. (Шестые Всеросс. научн.-педагогич. чтения с международным участием) (10 марта 2022 г., Саранск) / О.Ю. Осьмухина (отв. ред.). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2022. С. 25-31.
15. Михайлова JI.И. Народное творчество как социокультурное явление. Пермь: ПВВКИУ, 1994. 176 с.
16. Михайлова Л.И. Народное художественное творчество и его место в российской культуре // Социологические исследования. 1998. №ь4. С. 3-16.
17. Нурмухаметов Э.А., Латыпов И.Р. Сновидения в жизни современного человека: психологический аспект // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 1(58). С. 78-83.
18. Подюков И.А., Свалова Е.Н. Культурная семантика знаков-символов в текстах народных сновидений (на материале традиции сновидчества в Пермском Прикамье) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 70. С. 121-136.
19. Попов Е.А. Социология искусства: проблема становления // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 118-124.
20. Садова Т.В. Структурно-семантические характеристики устного сновидческого рассказа // Практики и интерпретации. 2016. Т. 1 (4). С. 273-284.
21. Сафронов Е.В. Рассказы о снах как фольклорный жанр // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. 2005. URL: https://ruthenia.ru/folklore/safronov2.htm
22. Свалова Е.Н., Генералова Н.И. Народные рассказы о сновидениях как фольклорно-речевой жанр // Социо- и психолингвистические исследования. 2020. № 8. С.127-131.
23. Соколов К.Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор // Традиционная культура. Научный альманах. М., 2000. № 1. С. 3-10.
24. Стоюхина Н.Ю., Костригин А. А. Проблематика сна и сновидений в отечественной психологии на рубеже XIX-XX веков // Приволжский научных вестник. 2014. № 11-2 (39). C. 1-5.
25. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 572 с.
26. Токтарова Т.Ж. Культурные императивы в фольклоре: гендерный аспект // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 1. С. 63-65.
27. Тростина М.А. Архетип «родного покойника» в устных народных рассказах русских и мордвы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5 (71). Ч. 2. C. 29-32.
28. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 832 с.
29. Чистов К.В. Русская народная утопия: генезис и функции социально-утопических легенд. СПб.: Дмитрий Булавин. 2003. 538 с.
30. Шабанова М.В. Девочка - невеста - мать: структура гендерной идентичности в этнической культуре русских // СЕРВИС PLUS. 2020. № 4. Т. 14. С. 115-122.
Поступила в редакцию 2023-01-23
Опубликована 2023-08-25
Раздел
Фольклористика
Страницы
915-926