ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛЕКСИКИ В ИСПАНСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРЕССЕ

  • Ольга Викторовна Мерзликина
    • ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»
Ключевые слова: метафора, метафоризация, концептуальная метафора, экономический текст, метафорическая модель, экономический термин

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей метафоризации экономической терминолексики в испанской периодической прессе. В настоящем исследовании метафора рассматривается с точки зрения когнитивной лингвистики. В статье проанализирована специфика использования метафорических моделей в экономических текстах в современных средствах массовой информации Испании. Выделены и рассмотрены основные модели метафорического переосмысления и их использование в экономических текстах. Было выявлено, что наибольшей продуктивностью в испанской периодической прессе обладает антропометрическое направление метафоризации, также достаточно активно используется образное переосмысление понятий медицины и экономики, военной сферы и сферы повседневной жизни человека. Достаточное разнообразие представляет собой сфера природы. Наименее продуктивными являются сферы метафорического переноса из области спорта, а также из области науки и техники и культурной жизни.

Литература

1. Алямкина А.С. Когнитивное исследование морбиальной метафоры в англоязычном экономическом дискурсе // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, 2010. № 21. С. 66-69.
2. Беззубикова М.В., Кайгородова И.Н. Когнитивно-дискурсивная природа метафоры // Гуманитарные исследования. 2017. № 4 (64). С. 108-113.
3. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политической коммуникации. М.: Наука, 2008. 248 с.
4. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Теория. М.: Изд-во URSS, 2004. 256 c.
5. Ляховецкая Е.И., Казарян Ш.Е. Метафорическое моделирование ситуации локдауна в русско- и англоязычных СМИ // Влияние новейших технологий, СМИ и Интернета на образование, язык культуру. Материалы II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 310-314.
6. Магурина Н.И. Метафора в процессе текстопорождения: на материале повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и ее переводов: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2005.
7. Нечаева Т.А. Образность экономического текста // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2011. № 3 (5). https://rudocs.exdat.com/docs/index-8081.html (дата обращения: 15.09.2022)
8. Харитончик З.А. Связующая функция метафоры // Когниция, коммуникация, дискурс. 2013. № 6. С. 107-111. https://sites.google.com/site/cognitiondiscourse/issue-06-2013 (дата обращения: 14.09.2022). DOI: 10.26565/2218-2926-2013-06-07
9. Язык и стиль СМИ и пропаганды / под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Изд-во МГУ, 1980. 255 с.
10. ABC. [Електронний ресурс]. URL: http://www.abc.es/
11. CIC. Електронний ресурс]. URL: https://www.cicconstruccion.com/
12. El Economista. [Електронний ресурс]. URL: http://www.eleconomista.es/
13. El Mundo. [Електронний ресурс]. URL: http://www.elmundo.es/
14. El País. [Електронний ресурс]. URL: http://www.elpais.com/global/
15. El Español. [Електронний ресурс]. URL: https://www.elespanol.com/
16. Expansión. [Електронний ресурс]. URL: http://www.expansion.com/
17. La Provincia. [Електронний ресурс]. URL: https://www.laprovincia.es/
Поступила в редакцию 2022-10-31
Опубликована 2023-04-28
Раздел
Лингвистика
Страницы
289-295