ХРАМОВО-ЛИТУРГИЧЕСКИЙ КАНОН В ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ: ИСТОКИ И РАЗВИТИЕ

  • Галина Владимировна Мосалева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: храмово-литургический канон, древнерусская словесность, поэтика

Аннотация

В работе рассматривается становление и развитие храмово-литургического канона в древнерусской словесности, отмечается ее связь с богослужением. В результате подобного влияния русская словесность обогащается свойствами литургичности, развитием диалогических форм, вовлекающих читателя в процесс богообщения и обожения, нацеленных на спасение души. Проявлением храмово-литургического канона является устойчивая диалогическая форма текста, напоминающая структуру богослужения. Она призвана указать на иерархию отношений в мире, сотворенном Богом, где книжник, споведатель слова выступает проводником, передатчиком Истины. Именно так строится «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, объясняющего переход от Ветхого к Новому Завету, догматы христианской веры и изображающего саму литургию. Отражением храмово-литургического канона является часто звучащий в текстах древней русской словесности мотив возведения храма - главного сотериологического пространства. Чудесный, промыслительный характер воздвижения храмов свидетельствует об устремленности Крещеной Руси к пространству Горнего Иерусалима, к метаистории. Процесс воздвижения церквей связан с распространением «учения книжного», Божественного Слова. Русские князья являются и строителями храмов и непосредственными участниками литургической жизни, показывая пример своим подданным. Храмово-литургический канон присущ практически всем жанрам древней русской словесности: проповедническому слову, летописям, житиям, хождениям. Процессы храмостроительства, отраженные в древней русской словесности, соединяются с процессами воспитания в себе внутреннего человека, с духовным преображением и обновлением. Слово древнерусского книжника предстает как храм, как текст-экфрасис, преображающий Божественным Словом человека. Отчетливая связь с богослужением наблюдается и в паломнической литературе. В «Житии и хождении игумена Даниила в Святую Землю» паломник движется от «литургического воспоминания» к воспоминанию, в результате письмо-созерцание оказывается для читателя чтением-созерцанием, обновляющим его в той же мере, что и паломника. Воинские повести, летописи передают стремление воина-христианина защитить веру и святые церкви даже ценой жизни. В «Сказании Авраамия Палицына» храм является главным участником событий. Вне храма не изображается ни одно знаковое событие русской жизни и истории. Храмово-литургический канон сохраняет «духовное ядро» древней русской словесности и литературы Нового времени. Задача отечественного литературоведения восстановить искусственно утраченные связи между древней словесностью и литературой Нового времени, чему и способствует изучение храмово-литургического канона.

Литература

1. Александр (Федоров), игумен. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С.Пб., 2007. 223 с.
2. Библиотека Литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1997.
3. Буслаев Ф. И. Сочинения. Л., 1930. Т. 3.
4. Громов М.Н. Философское значение древнерусской гимнографии // Мурьянов М.Ф. Гимнография Киевской Руси. М.: Наука, 2004. С. 3- 13.
5. Гуминский В.М. Паломническая традиция в русской литературе путешествий // Теория Традиции: христианство и русская словесность. Ижевск, 2009. С. 59-97.
6. Дмитрий, свящ. (Долгушин): Литургическая тема в павловском цикле стихотворений В.А. Жуковского // свящ. Дмитрий Долгушин. URL: http://russian-literature.com/ru/publications/kemerovo/svyashch-dmitriy-dolgushin-liturgicheskaya-tema-v-pavlovskom-cikle-stihotvoreniy-v-zhukovskogo
7. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозавод. ун-та, 1995. 288 с.
8. Есаулов И.А. Литургическая основа цикла («Стихотворения Юрия Живаго» в контексте романного целого). // Европейский лирический цикл: Историческое и сравнительное изучение. М. 2003. С. 233-243.
9. Левшун Л.В. «Концепции стиля» в восточнославянской книжности XI-XVII в. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 2 (40). С. 16-27.
10. Левшун Л.В. Категория художественного канона в информационно-образовательном пространстве церковной культуры. // Материалы Х Межд. Кирилло-Мефодиевских чтений. Минск, 2005. Ч. 2. С. 175-183.
11. Мосалева Г.В. Храмовая Россия А.Н. Островского: принципы «иной» поэтики // Духовная традиция в русской литературе. Сб. научн. тр. Ижевск: Удмуртский гос. ун-т, 2013. С. 273-287.
12. Мосалева Г.В. Летописец варяжского рода: храмовая структура и литургические сюжеты в мемуарно-биографической прозе С.Т. Аксакова. // Филологический класс, 2016. № 1 (43). С. 76-82.
13. Мосалева Г.В. «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева: поэтика храмовых сюжетов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2018. Т. 28, вып. 6. С. 855-861.
14. Мосалева Г.В. Храмовая поэтика метаромана И.А. Гончарова // Два века русской классики. 2021. Т. 3, № 3. С. 84-103.
15. Мосалева Г.В. «Нетерпеливый человек» Раскольников и таинственная Росси (о литургичности «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского) // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2021. Т. 31, вып. 5. С. 1050-1060.
16. Памятники Литературы Древней Руси. М.: Художественная литература, 1980.
17. Пиккио Р. Древнерусская литература. М., 2002. 353 с.
18. Серопян А.С. Литургическое слово в русской литературе. Монография. Шуя, 2011. 139 с.
19. Сперанский М. Н. История древней русской литературы. СПб.: Изд-во «Лань», 2002. 544 с.
20. Ужанков А. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций. Монография. М.: Изд-во Литературного ин-та им. А.М. Горького, 2011. 511 с.
Поступила в редакцию 2022-08-15
Опубликована 2023-04-28
Раздел
Литературоведение
Страницы
326-334