СТИХОТВОРЕНИЕ М. ЗЕНКЕВИЧА «СВЕТ ЛУНЫ» И ЛУНАРНАЯ МИФОПОЭТИКА

  • Аркадий Александрович Чевтаев
    • ФГБОУ ВО «Российский государственный гидрометеорологический университет»
Ключевые слова: М. Зенкевич, адамизм, лунарная мифология, мистицизм, поэтика гимна, художественная символика

Аннотация

В статье рассматривается поэтика стихотворения М.А. Зенкевича «Свет луны» как концептуальная актуализация лунарной мифологии в структуре первой книги стихов поэта «Дикая порфира» (1912). Конструируя собственный поэтический миф об устройстве мироздания, М. Зенкевич предлагает окказиональную версию акмеистического адамизма, в которой материя мыслится тварным абсолютом бытия. При этом в адамистической мифопоэтике «Дикой порфиры» не только сохраняется, но и отчасти усиливается мистическое начало, сопрягаемое с прозреванием неведомого сквозь материально-эмпирически явленное. Образ луны предстает именно таким носителем таинственного и сокровенного в мифопоэтическом универсуме поэта. Структурно-семиотический и мифопоэтический анализ стихотворения «Свет луны» показывает, что в концепции М. Зенкевича ночное светило мыслится маркером приобщения земного миропорядка к потусторонним, иррациональным основам бытия. В данном тексте поэт демонстрирует укорененность своего акмеистического мировидения в поэтике русского символизма (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, ранний Н.С. Гумилев), а также обращенность к древним традициям гимнической поэзии. В трех катренах стихотворения сюжетно развертывается действие на земной мир «синего света таинственного тленья», его преодоление утренним пробуждением реальности и прославлением «Солнца» и сохранение «лунного света» в сознании «безумцев». Делается вывод о том, что в данном тексте репрезентируется «лунная» тайна бытия, не поддающаяся рациональному пониманию и родственная безумию. Художественная символика «луны» показывает, что культ материи в адамизме М. Зенкевича не только не отрицает потусторонний мир, но и телеологически соотносится с мистическим освоением сущностных законов мироздания.

Литература

1. Балека Я. Синий - цвет жизни и смерти. Метафизика цвета. М.: Искусство-XXI век, 2008. 408 с.
2. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 7-ми томах: Т. 1. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. 504 с.
3. Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7-ми томах. Т. 1. Стихотворения. Поэмы. 1892-1909. М.: Художественная литература, 1973. 672 с.
4. Весна: Альманах. СПб.: «Товарищество художественной печати», 1908. 238 стб.
5. Городецкий С.М. М. Зенкевич. «Дикая порфира» // Акмеизм в критике. 1913-1917 / Сост. О.А. Лекманов и А.А. Чабан. СПб.: Гуманитарная Академия; Изд-во Тимофея Маркова, 2014. С. 61-62.
6. Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: В 10-ти томах. Т. 1. Стихотворения. Поэмы (1902-1910). М.: Воскресенье, 1998. 502 с.
7. Дмитриев П.В. Луна в поэзии М. Кузмина // Русский модернизм: Поэтика. Текстология. Историко-литературный контекст. СПб.: ООО «АРТ БУК», 2022. С. 154-188.
8. Зенкевич М.А. Сказочная эра: Стихотворения. Повесть. Беллетристические мемуары. М.: Школа-пресс, 1994. 688 с.
9. Иванов Вяч. Вс. Лунарные мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х томах. Т. 2. М.: Сов. энциклопедия, 1992. С. 78-80.
10. Иванов Вяч. И. Marginalia // Труды и дни. 1912. № 4-5. С. 38-45.
11. Иванов Вяч. И. Собрание сочинений. Т. 1. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1971. 872 с.
12. Каяниди Л.Г., Павлова Л.В. Ярким каменьем богаты: мир самоцветов в поэзии Вячеслава Иванова. Смоленск: Свиток, 2017. 288 с.
13. Кирло Х. Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории. М.: ЗАО Центрополиграф, 2010. 525 с.
14. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. М.: МАКС-пресс, 2001. 183 с.
15. Кихней Л.Г., Ламзина А.В. Специфика «рамочного текста» в книгах М.А. Зенкевича «Дикая порфира» и «Под мясной багряницей» // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 3. С. 112-124.
16. Кузьмин А.В. Философские модели Космоса Пифагора и Филолая: от Античности до начала Нового времени // Философская мысль. 2021. № 6. С. 27-41. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35865 (дата обращения: 15.01.2023 г.)
17. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: «Золотой век», 1995. 402 с.
18. Ламзина А.В. «Рамочные» элементы текста в книгах стихов Михаила Зенкевича 1910-х - 1920-х годов // Россия в мире: Проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере. Пенза: ПГТУ, 2022. С.83-97.
19. Лекманов О.А. Книга об акмеизме // Лекманов О.А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: «Водолей», 2000. С. 7-184.
20. Лекманов О.А. О трех акмеистических книгах: М. Зенкевич, В. Нарбут, О. Мандельштам. М.: Intrada, 2006. 124 с.
21. Маркелова Е.Е. Мифопоэтика луны в русском искусстве рубежа XIX - XX веков // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. № 2 (2). С. 516-520.
22. Марьева М.В. Книга К.Д. Бальмонта «Будем как Солнце»: Эклектика, ставшая гармонией. Иваново: Издатель Епишева О.В., 2008. 280 c.
23. Матвеева О.Н., Папшева Г.О. Символика небесных светил в поэтическом тексте Н.С. Гумилева: лунарная символика // Вестн. Удм. ун-та. Сер. История и филология. 2022. Т. 32, вып. 5. С. 1072-1078.
24. Петрова З.Ю., Фатеева Н.А. Персонификация луны и месяца в русской литературе // Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного университета. Т. 22. Смоленск: СмолГУ, Свиток, 2022. С. 10-23.
25. Полтаробатько Е.Д. Природа и культура в русском постсимволизме: телесный код в поэзии М. Зенкевича // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2008. № 3. С. 11-16.
26. Тименчик Р.Д. Зенкевич М.А // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 2. М.: Большая Росс. энциклопедия, 1992. С. 337-339.
27. Тырышкина Е.В., Чеснялис П.А. Эстетика адамизма: лирика М. Зенкевича 1910-х годов // Идеи и идеалы. 2017. № 3 (33). Т. 2. С. 117-131.
28. Успенский П.Ф. Символизм как точка сборки: новые исследования русского модернизма // Russian Literature. 2020. Vol. 114-115. P. 203-217.
29. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003. 816 с.
30. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999. 512 с.
31. Чеснялис П.А. Эстетика и поэтика адамизма в ранней лирике В. Нарбута и М. Зенкевича. Дисс. … канд. филол. наук / Новосибирск: НГПУ, 2015. 149 с.
32. Шкаренков П.П. Гимн // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. С. 45-48.
33. Штырлина Е.Г. Образ луны в поэтичеком творчестве К.Д. Бальмонта // Филология и культура. 2017. № 3 (49). С. 96-100.
34. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 488 с.
35. Rusinko E. Adamism and Acmeist Primitivism // Slavic and East European Journal. 1988. Vol. XXXII. P. 84-97.
Поступила в редакцию 2022-11-12
Опубликована 2023-04-28
Раздел
Литературоведение
Страницы
367-378