ИРРЕАЛИЗМ В РОМАНЕ «ВОЗВРАЩЕНИЕ БУДДЫ» Г. ГАЗДАНОВА

  • Евгений Евгеньевич Иванов
    • ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
Ключевые слова: призрак, майтхуна, метатекстуальность, «Возвращение Будды», Гайто Газданов

Аннотация

В статье содержится представление о романе «Возвращение Будды» как ирреалистическом произведении. Затронуты аспекты загадочной сюжетики романа в соотношении внешнего и внутреннего сюжетов, ирреального и фактуального. Предлагается рассматривать прецедентность «Преступления и наказания» Ф. Достоевского к этому роману Г. Газданова и в части мотива убийства, и в плане любовной тоски по умершим (отсутствующим) героиням, аллюзивно направляющей и к Леноре из «Ворона» Э. По, и шире - к орфическому сюжету, инициирующему попытку встречи с возлюбленной, пребывающей в потустороннем, тонком мире. Особое внимание уделяется сюжетной стратификации романа. Выделение сюжетных уровней (подуровней) соответствует самой сути газдановского стиля, в котором реальность кажется мнимой, а то, что скрыто от поверхностной рефлексии, образует истинный смысл текста. Художественное своеобразие стиля писателя строится не на прямом двоемирии мистического и реального, а осциллирует между тем, что выдаёт себя за реальность, и тем, что видится призрачным. Явь-навь аннигилируется только в неомифилогической плоскости «сверхавтора», устанавливающего ценностный ряд произведения. Буддистский элемент взят в качестве пристального взгляда в текущую реальность и в параллели с майтхуной, специфической буддийской практикой, в которой достижение просветления осуществляется погружением в отвратительный разврат. «Возвращение Будды» метатекстуально сопоставляется с предшествующими романами Г. Газданова. Отмечен мифопоэтический контур, связанный с созерцательной и мортальной фигурой Нарцисса. Замыкающий ход феноменологической мысли автора пуант - самоизлечение героя от наваждений, которые его преследуют, редуцируется до перспективы «иной» жизни, свободной от сновидности и контингентности, зависимости от бессознательного и потустороннего, которые сближаются в данном произведении и представляют одну природу, враждебную гармоничному состоянию человека.

Литература

1. Андреева В.А. Мир как музыка в прозе И. Бунина и Г. Газданова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 2 (46), С. 150-153.
2. Астащенко Е.В. Ирреалистические традиции в русской прозе первой трети XX века. СПб.: Сциентиа, 2022. 610 с.
3. Боярский В.А. Великие музыканты у Л. Толстого и Г. Газданова Деконструкция любви: «Крейцерова соната» Л. Толстого & «Великий музыкант» Г. Газданова // Сборник Гайто Газданов: грани личности и таланта. Сборник трудов Международного литературного форума. М.: 2022. С. 78-92.
4. Газданов Г. Собрание сочинений в 5 т. М. : Эллис Лак, 2009.
5. Гарипова Г.Т. Принципы миромоделирования в русской прозе ХХ века: дис. … докт. Филол. наук. Владимирский государственный университет. им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир, 2021. 603 с.
6. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 6. Л.: Наука, 1973. 423 с.
7. Зусева-Озкан В.Б. Повествование от лица мертвеца в современной прозе // Новый филологический вестник. 2022. № 2 (61), С. 27-38.
8. Кибальник С.А. Буддистский код романов Гайто Газданова // Русская литература. 2008. № 2. С. 42-60.
9. Кн. А.Д. Кантемиръ. Разговоры о множествѣ міровъ господина Фонтенелла, парижской академіи секретаря, съ французскаго перевелъ и потребными примѣчаніями изъяснилъ Князь Антіохъ Кантемиръ въ Москвѣ 1730 году // Русскіе писатели XVIII и XIX ст. Изд. И.И. Глазунова; Т. II. СПб.: Типограф. И.И. Глазунова. Б. Мѣщанская, 8. 1868. URL:http://az.lib.ru/f/fontenelx_b_l/text_1730_razgovory_o_mnozhestve_mirov-oldorfo.shtml (дата обращения: 23.01. 2023).
10. Куань Я. Буддизм в мировоззрении персонажей в произведениях Гайто Газданова // Мир русскоговорящих стран. 2021. № 1 (7), С. 73-815.
11. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. 216 с.
12. Матвеева Ю.В. Запад и Восток в творчестве Г. Газданова // Гайто Газанов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур. М.: ИНИОН РАН. 2005. С. 16-26.
13. Нижник А.В., Кольцова Н.З. Между музыкой и речью: молчание и тишина в творчестве Г. Газданова // Новое литературное обозрение. 2021. №4 (170), С. 78-89.
14. Проскурина Е.Н. «Кризисное» письмо в романе Г. Газданова «Возвращение Будды» // Сибирский филологический журнал. 2009. №4. С. 55-65.
15. Сорокина А.Г. Буддийские коннотации в произведениях Г. Газданова // Вестник РУДН. Серия Литературоведение. Журналистика. №2. 2016. С. 56-68.
16. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература, 1998. 800 с.
Поступила в редакцию 2022-09-05
Опубликована 2023-04-28
Раздел
Литературоведение
Страницы
379-386