РОЛЬ ТОПОНИМИЧЕСКОГО МОТИВА В ФОРМИРОВАНИИ ЖАНРОВОЙ СТРУКТУРЫ ПРЕДАНИЙ

  • Ольга Дмитриевна Постовалова
    • ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»
Ключевые слова: топонимические предания, исторические предания, топонимический мотив, несказочная проза, функциональная установка, классификация жанров фольклора

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о выделении топонимических преданий в отдельный жанр. В современной науке вопрос систематизации жанров фольклора является спорным. Важнейшим критерием выделения жанров в фольклоре является функциональная установка. Топонимические предания относятся к необрядовой прозе, которая делится на два раздела: сказочную и несказочную прозу. Одним из видов несказочной прозы являются предания. Основная их функция состоит в освещении и оценке местных событий. Этим они отличаются от былин и исторических песен, которые отвечают за осмысление исторических событий государственного значения. Общая цель преданий делится на более конкретные: освещение и оценка исторических лиц и событий, истории локуса, семьи (рода). В соответствии с целевой установкой выделяется три жанра: исторические, топонимические и семейные предания. Исходя из функции, топонимические предания имеют свои особенности структурной организации произведений. Сюжетообразующую роль в структуре топонимических преданий играет топонимический мотив: он является отправной точкой в развитии сюжета, им нередко открывается произведение либо им может завершаться предание.

Литература

1. Аникин В.П. Русское народное творчество. М.: Высшая школа, 2001. 728 с.
2. Аникин В П. Теория фольклора: курс лекций. М.: КДУ, 2004. 432 с.
3. 3. Архив КГУ.
4. Борисова Л.В. Двоедане после бани… умываются // Шадринский курьер. 1998. 31 марта. С. 3.
5. Зуева Т.В. Русский фольклор: Словарь-справочник. М.: Просвещение, 2002. 334 с.
6. Зырянов А.Н. Крестьянское движение в Шадринском уезде Пермской губернии в 1843 году. Очерк по документам и свидетельствам очевидцев // Шадринская старина: краеведческая хрестоматия (II п. XVII - пер. пол. XVIII вв.). Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 1996. С. 116-192.
7. Коллекция В.П. Бирюкова, фонд Р - 2266, № описи - 1, № дела - 126.
8. Криничная Н.А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. 325 с.
9. Лазарев А.И. Предания рабочих Урала как художественное явление. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1970. 202 с.
10. Малоземова Г.М. Современное бытование несказочной прозы в Юргамышском районе: дипломная работа. Курган, 2003. 75 с.
11. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура; In memoriam. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2003. 457 с.
12. Северные предания: Беломор-Обонеж. регион. Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1978. 254 с.
13. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. Новосибирск: Издательство ИДМИ, 1999. 104 с.
14. Сокил В.В. Топонимические легенды и предания украинцев Карпат: автореф. дис. … канд. филол. наук. Минск, 1990. 20 с.
15. Соколова В.К. Русские исторические предания. М.: Наука, 1970. 288 с.
16. Соколова В.К. Типы восточнославянских топонимических преданий. // Славянский фольклор: сборник статей. М., 1972. С. 202-233.
17. Элиасов Л.Е. Русский фольклор Восточной Сибири. II. Народные предания. Улан-Удэ, 1960. 480 с.
Поступила в редакцию 2022-04-12
Опубликована 2023-04-28
Раздел
Фольклористика
Страницы
410-415