ПРОСПЕКТ Д. ДИДРО КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ЖАНРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА «ЭНЦИКЛОПЕДИИ ИЛИ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ НАУК, ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ»

  • Светлана Анатольевна Герасимова
    • ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Ключевые слова: Prospectus / Проспект, Энциклопедия, научно-литературный жанр, историко-литературный комментарий, читательская аудитория, авторская стратегичность и оценочность, просвещенческий дидактизм

Аннотация

В данной статье анализируются причины появления авторского проспекта (Prospectus) «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж.-Л. Д'Аламбера как нового научно-литературного жанра XVIII в., стоявшего у истоков современного историко-литературного комментария. Представлены этапы семантизации термина проспект от книгоиздательской сферы к литературоведческому термину. Доказывается потребность в функционировании данного жанра, продвигавшего справочное издание на издательском рынке как высококачественный интеллектуальный продукт. Проспект Д. Дидро рассматривается как метатекстовый литературный жанр, формирующий «горизонт ожидания» читательской аудитории. Установлено, что тексту Проспекта присуще двойственное изложение: от имени автора-рассказчика и третьего лица, отраженного через несобственно-прямой дискурс. Выявлено, что авторский текст Проспекта представляет экспертное сообщество ученых-просветителей, что проявляется в активном употреблении местоимений on и nous как коллективного носителя специальных знаний, представленных в «Энциклопедии». Уточняется, что Prospectus относится к полемическому типу метажанра, поскольку в нем присутствуют рефлексивно-комментирующие и диалогические элементы авторской оценочности и стратегичности. Особенность Проспекта состояла в его просвещенческом дидактизме, что было присуще большинству произведений Д. Дидро.

Литература

1. Бельмен-Ноэль Ж. Воссоздать рукопись, описать черновики, составить авантекст // Генетическая критика во Франции: антология. М: ОГИ, 1999. С. 93-115.
2. Викулова Л.Г. Французский литератор XVII века: энциклопедическая доминация, лингвистическая компетенция, коммуникативное лидерство // Древняя и Новая Романия. 2016. № 17. С. 266-278.
3. Герасимова С.А. Предварительный проспект к французской «Энциклопедии» как фактор оптимизации коммуникативного потенциала издания // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 1(37). С. 104-113. DOI 10.25688/2076-913X.2020.37.1.11.
4. Дементьев В.В. Аксиологическая генристика: «оценка и жанр» // Жанры речи. 2016. № 2. С. 9-24. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2016-2-14-9-24
5. Киселев В.С.Метатексты в русской прозе XVIII столетия: эволюция повествовательных форм // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2006. Т. 65. № 3. С. 20-31.
6. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство-СПБ, 1995. 847 с.
7. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М.: Юристъ, 1998. 472 с.
8. Падучева Е.В. В.В. Виноградов и наука о языке художественной прозы // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1995. Т. 54. № 3. С. 39-48.
9. Попович А. Проблемы художественного перевода; Перевод со словацкого И.А. Бернштейн и И.С. Чернявской / Под общ. ред. П. М.Топера. М.: Высшая школа, 1980. 199 с.
10. Проспект // В.М. Богуславский. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М.: Наука, 1994. C. 42-54 с. (Памятники философской мысли).
11. Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? Пер. с фр. / Послесловие С.Н. Зенкина. М.: Эдиториал УРСС, 2010. 192 с.
12. Шипова И.А. Повествовательная перспектива, тип повествовательных форм и категории субъекта как знаки нарративного художественного текста // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2016. Т. 15, № 1. С. 161-166. DOI 10.15688/jvolsu2.2016.1.22
13. Яусс Г.Р. История литературы как вызов теории литературы // Современная литературная теория. Антология. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 192-200.
14. BirnR.Lesmotsetlesimages: l'Encyclopédie, leprojetdeDiderotetlastratégie des éditeurs // Revue d’histoire moderne et contemporaine. 1988. Том 35. №-4. P. 637-651. URL: https://www.persee.fr/authority/257220.
15. Dictionnaire historique de la langue française: en trois volumes / sous la direction d’Alain Rey. Paris: le Robert, 2006. 4304 p.
16. Diderot D. Prospectus / Texte établi par J. Assézat et M. Tourneux, Garnier (XIII, Р. 129-158). URL: https://fr.wikisource.org/wiki/Prospectus_(Diderot) (дата обращения: 25.12.2022).
17. Edition numérique collaborative et critique de l’Encyclopédie. URL: http://enccre.academie-sciences.fr/encyclopedie (датаобращения: 21.08.2019).
18. Genette G. Palimpsestes. La littérature au seconddegré. Paris: Editions du Seuil, 1982. 467 p.
19. Le lecteur: textes choisis et présentés par N. Piégay-Gros. Paris: G. F. Flammarion, 2002. 255 p.
20. Lough J. Le Breton, Mills et Sellius // Dix-huitième siècle. 1969. Vol. 1. Р. 267-287 https://www.persee.fr/doc/dhs_0070-6760_1969_num_1_1_895.
21. Sougrain Cl.-M. Code de la Librairie et Imprimerie de Paris, ou conférence du règlement arrêté au Conseil d'État du Roy, le 28 février 1723, et rendu commun pour tout le Royaume, par Arrêt du Conseil d'État du 24 mars 1744. Avec les anciennes ordonnances, édits, déclarations, arrêts, règlements & jugements rendus au sujet de la Librairie & de l'Imprimerie, depuis l'an 1332, jusqu'à présent. ParisAux Dépens de la Communauté, 1744. XXIV. 496 p. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6452483t/f159.
22. Stenger G. Diderot. Le combattant de la liberté. Paris: Perrin, 2013. 790 p.
Поступила в редакцию 2023-03-12
Опубликована 2023-12-29
Раздел
Лингвистика
Страницы
1234-1242