СПЕЦИФИКА ДВИЖЕНИЯ В РОМАНЕ Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

  • Алексей Борисович Молодцов
    • ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет»
Ключевые слова: Б. Пастернак, движение, амбивалентность, время, статичность, композиция

Аннотация

В статье представлен анализ амбивалентности художественного мира романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», которая проявляется прежде всего в ослаблении формальных границ образов, вследствие чего они становятся текучими, обнажается движение жизни на больших скоростях, процессуальность самого мироздания. Изображение мира таким способом основано на исследовании его зависимости от времени и его особенностей. Для выражения движения во времени Б. Пастернак использует оригинальные средства, такие как остановка или сбой в пути, увеличение скорости развития сюжета, сложная смена множества статичных эпизодов, обнажение движения в статичных картинах и, напротив, превращение движения в неподвижность, незавершенность и изменяемость образов, разрыв причины и следствия в изображении событий, наращивание антиномичности между непротиворечивыми вещами и, наоборот, устранение противоречия между противоположностями, отделение действия и движения от воли человека (даже в его собственном поведении), ритмическая композиция. Перечисленные черты художественного мира романа «Доктор Живаго» в целом свидетельствуют о нем как о системе, основанной на художественном принципе относительности пространства, времени и скорости передвижения, то есть как о современном способе отображения действительности.

Литература

1. Буров С.Г. Пастернак в поисках историософии. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2020. 532 с.
2. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго» // Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М.: Наука, 1993. С. 241-273.
3. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. СПб.: Советский писатель, 1980. 601 с.
4. Жиличева Г.А. Интерференция повествовательных инстанций // Поэтика «Доктора Живаго» в нарратологическом прочтении: Коллективная монография. М.: Intrada, 2014. С. 104-125.
5. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1993. 696 с.
6. Ортега-и-Гассет Х. Мысли о романе // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 260-296.
7. Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. IV. Доктор Живаго, 1945-1955 / Сост. и коммент. Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 760 с.
8. Подорога Ю.В. Что значит мыслить с точки зрения длительности? К логике философской аргументации у Бергсона // Логос. 2009. № 3 (71). С. 135-143.
9. Тамарченко Н.Д. Эстетика словесного творчества М.М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция. М.: Изд-во Кулагиной, 2011. 400 с.
10. Шалыгина О.В. Проблема композиции «поэтической прозы» (на материале произведений А.П. Чехова, А. Белого, Б.Л. Пастернака): автореф. дис. … докт. филол. наук: 10.01.01 / Шалыгина Ольга Владимировна. М., 2010. 50 с.
11. Штайн К.Э., Петренко Д.И. Русская метапоэтика: Учебный словарь / Под ред. док. соц. наук, проф. В.А. Шаповалова. Ставрополь: Издательство Ставропольского государственного университета, 2006. 601 с.
Поступила в редакцию 2023-06-21
Опубликована 2023-12-29
Раздел
Литературоведение
Страницы
1376-1382