МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМ МАШИННОГО ПЕРЕВОДА)

  • Анастасия Викторовна Жукова
    • Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова (г. Ижевск, Россия)
  • Наталья Геннадиевна Вавилкина
    • Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова (г. Ижевск, Россия)
Ключевые слова: мультилингвальное обучение, иностранный язык, учебная мотивация студентов

Аннотация

Цель представленной работы - исследование мотивации студентов технического вуза к изучению иностранных языков в условиях развития информационных технологий. Значимость обсуждаемого вопроса связана не только с актуальностью научного анализа психологических эффектов развития информационных технологий, но и с представлениями о детерминирующем влиянии мотивационной сферы как на деятельностную, так и коммуникативную активность человека. Пилотное исследование проводилось среди студентов технического вуза в форме письменного опроса: необходимо было высказать мнение о личной мотивации к изучению иностранных языков в условиях наличия электронных переводчиков. Результаты проведенного опроса выявили рефлексируемую студентами проблематизацию необходимости изучения иностранных языков для личностного и профессионального развития в современных реалиях: 19% ответов продемонстрировали отсутствие мотивации к изучению иностранных языков (10% мнений обосновывали данную позицию наличием электронных переводчиков); 23% ответов связывали необходимость в овладении иностранными языками с несовершенством эксплуатации современных технических устройств, осуществляющих перевод. Дальнейший технический прогресс может сделать такую мотивационную позицию неустойчивой. Долю в 19% составляют ответы, связанные с актуальными представлениями о наличии связи между знанием иностранных языков и успешным профессиональным будущим. Наименее подвержено социальным, технологическим изменениям мнение, согласно которому изучение иностранных языков способствует саморазвитию (39%). Именно эта мотивационная позиция, на наш взгляд, может считаться «опорной» для эффективного выстраивания педагогических технологий мультилингвального обучения студентов технического вуза. Относительно недавно начавшиеся разработки педагогических технологий мультилингвального обучения (для студентов вузов неязыковых специальностей) должны учитывать новые вызовы современности: влияние на учебную мотивацию студентов доступности иноязычного информационного продукта, обеспечиваемой техническими средствами, а не личностными компетентностными ресурсами человека.

Литература

1. Вавилкина Н.Г. Психологическая интерпретация проблемы индивидуального понимания в обучении // Социально-экономическое управление: Теория и практика: науч.-практ. журнал. Ижевск: Изд-во Ижевск. гос. техн. ун-та. 2013. № 2 (24). С. 12-14.
2. Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 81-87.
3. Жукова А.В. Мультилингвальное образование: Трудности и перспективы // Инновации в образовании: сб. материалов науч.-метод. конф. преподавателей и сотрудников ИжГТУ имени М.Т. Калашникова. 2017. С. 93-95.
4. Зинченко В.П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. № 3. С. 42-52.
5. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия Акад. пед. наук РСФСР. Москва, 1947. № 7.
6. Малых Л. М., Жукова А. В. и др. Модель мультилингвального образования в полиэтническом регионе на базе общеобразовательного учреждения. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2015.
7. Осмина Е.В. Психологические проблемы учебной мотивации студентов (на примере изучения гуманитарных дисциплин в техническом вузе) // Социально-экономическое управление: Теория и практика. Ижевск: Изд-во Ижевск. гос. техн. ун-та, 2007. № 1. С. 116-121.
8. Прохорова А.А. Мультилингвальное обучение как составляющая процесса профессиональной подготовки студентов технического вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 55-60.
9. Прохорова А.А., Безукладников К.Э. Мультилингвальное обучение студентов технического вуза: Рациональные аргументы // Язык и культура. 2020. № 52. С. 215-231.
10. Прохорова А.А., Безукладников К.Э. Мультилингвальный инженер: Миф или реальность? // Иностранные языки в школе. 2021. № 8. С. 11-19.
11. Сорокина Е.И. Языковое сознание студентов в условиях учебной поликультурной мультилингвальной среды // Язык и культура: сб. ст. XXV Междунар. науч. конф., посвящ. Году культуры в России. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та. 2015. С. 226-231.
12. Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: сб. ст. Москва, 2000. С. 24-33.
13. Цветкова Т.К. Проблемы сознания в контексте обучения иностранному языку // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 68-81.
14. Черныш И.В., Эм А.Б. Интеграция и глобализация современного мира. Проблемы мультилингвального обучения // Иностранная филология. Социальная и национальная вариативность языка и литературы: материалы VI Междунар. науч. конгресса. Симферополь, 2021. С. 444-447.
15. Vavilkina N.G. Psychological Signiphicance of the Folklore Works (on the Example of Proverbs) in Individual Understanding by a Human of the Environment // Modern Science. 2017. № 6-2. Р. 75-78.
Поступила в редакцию 2022-10-06
Опубликована 2023-03-29
Раздел
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МНОГОЯЗЫЧИЯ
Страницы
12-18

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.