ИННОВАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ УНИВЕРСИТЕТАМ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

  • Наталья Сергеевна Ладыжец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: глобальное общество, общество знаний, инновации, предпринимательские университеты, инновационные университеты, глобальный капитализм, глобальный империализм, концепция «тройной спирали», университетские рейтинги, университетское управление

Аннотация

Современные общества можно рассматривать как глобализированные общества риска, конкурирующие в условиях неустойчивости межправительственного и социального взаимодействия. Университеты, придерживающиеся принципов академической этики и сотрудничества, оказываются инициаторами развития совместных проектов, закрепления приоритетов за инновационными практиками обучения и направлениями исследований. В статье анализируются современные формы и контроверзы «академического капитализма», обосновывается обращение к понятию «академический империализм». Инновационное предпринимательство как новая парадигма высшего образования рассматривается в связи с процессами глобализации и формированием экономики знаний. Соответственно, инновации и предприимчивость представлены как основные вызовы современным университетам. Теоретический анализ получает дополнение «обозрением витрин» наиболее результативных практик по организации многоуровнего сотрудничества на американском и европейском континентах. В частности, рассматривается апробация концепта «тройной спирали» в развитии межинституционального взаимодействия инновационных университетов, бизнеса и правительства. Делается вывод о том, что глобальная экономика, развиваемая на контровертных принципах конкурирования и сотрудничества, предполагает всеобщность, прозрачность и измеримость критериев оценки успешного продвижения. В этой связи обращается внимание на необходимость совершенствования методологии ранжирования показателей научного превосходства и инновационно-технологических достижений конкурирующих университетов.

Литература

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / послесл. А.Филиппова, пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
2. Бек У. Власть и её оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия / пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, Территория будущего, 2007. 464 с.
3. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. М.: Весь Мир, 2004.120 с.
4. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. № 5. С. 107-134.
5. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
6. Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года. URL: http://polit.ru/article/2011/05/06/bauman/.
7. Garcia F.L. Building bridges not walls will bring greater innovation // University World News. 2017. 10 February. Iss. №446. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170210145109706.
8. Вебер М. Исследования по методологии науки / пер. с нем. М.: ИНИОН, 1980. 146 с.
9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. 323 с.
10. Hackett E.J. Science as a vocation in 1990s: The changing organizational culture of academic science // Journal of Higher Education. 1990. № 61. P. 241-277.
11. Slaughter S., Leslie L. Academic capitalism: Politics and the entrepreneurial university. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1997. 266 p.
12. Clark B. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective. Berkeley, Los Angeles, L.: Univ. of California Press, 1986. 330 p.
13. Clark B. Creating entrepreneurial universities: Organisational pathways of transformation. Oxford: Pergamon Press, 1998. 163 р.
14. Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Пекушина О.А. Европейский трансфер технологий: Кооперация без «утечки мозгов» // Социологические исследования. 2004. №11. С. 123-131. URL: http://www.isras.ru/files/File/ Socis/2004-11/grudzinski.pdf.
15. Filippakou O., Williams G. Academic Capitalism and Entrepreneurial Universities as a New Paradigm of ‘Development’ // Open Review of Educational Research. 2014. Vol. 1, № 1. P. 70-83.
16. The Triple Helix concept / Triple Helix Conference IX Stanford University 11-14 July 2011. URL: http://triplehelix.stanford.edu/3helix_concept.
17. Nyman G.S. University-business-government collaboration: from institutes to platforms and ecosystems. URL: http://link.springer.com/article/10.1186/s40604-014-0014-x.
18. The Innovative and Entrepreneurial University: Higher Education, Innovation & Entrepreneurship in Focus. U.S. Department of Commerce. October 2013. URL: https://www.eda.gov/pdf/the_innovative_and_entrepreneurial_university_report.pdf.
19. Which universities are the most innovative? URL: https://www.timeshighereducation.com/features/which-universities-are-the-most-innovative.
20. Graaf G, de. World University Rankings blog: why we need to rank by innovation? URL: https://www.timeshighereducation.com/why-we-need-innovation-rankings.
21. Панов П., Юршина М. Вузам сократят финансирование по проекту «5-100». URL: http://iz.ru/news/656947.
Поступила в редакцию 2017-06-28
Опубликована 2017-06-30
Раздел
Социология
Страницы
117-123