УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МАТРИЦЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

  • Егор Валентинович Неборский
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: социология образования, высшее образование, университет, социология управления, социокультурная матрица

Аннотация

Современные университеты оказались в новых условиях, вызванных процессами глобализации. Наблюдаются такие явления, как «академический капитализм», интернационализация системы высшего образования, изменения контуров рынка труда и т.д., которые важно учитывать в стратегическом управлении университета. Вместе с тем каждое государство и культура вырабатывают комбинативное сочетание паттернов, формирующих социокультурную матрицу. Автором было проведено исследование, основанное на серии экспертных интервью с представителями администрации Удмуртского государственного университета (Россия) и Эрфуртского университета (Германия). На основе полученных от информантов данных, были выявлены и интерпретированы наиболее значимые особенности, классифицированные в две группы факторов - внешних и внутренних. Проведен сравнительный анализ принципов организации управления системой высшего образования и анализ социокультурного наполнения понятий «образование», «университет», «миссия университета».

Литература

1. Колесников В.А., Полюшкевич О.А. От советского к российскому: социокультурные изменения общества // Дискуссия. Екатеринбург: Институт современных технологий управления, 2013. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=175
2. Ладыжец Н.С. Университетский барометр евросообщества // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. Вып. 3. С. 3-6.
3. Неборский Е.В. Социокультурная матрица Высшего образования: проблема воспроизводства человеческого капитала // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2013. Вып. 4. С. 51.
4. Юшкова Л.А. Концепт «образование» в немецком и русском языковом сознании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. №12-1 (42). С. 214-217.
5. Beck U., Cronin C. Cosmopolitan Vision. Cambridge: Polity Press, 2006. 216 p.
6. Boguslavskii M.V., Neborskii Y.V. Development of the university education in the context of globalization // SHS Web of Conferences. Vol. 29. 2016. URL: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/shsconf_ eeia2016_01011/shsconf_eeia2016_01011.html
7. Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton: Princeton University Press, 2009. 248 p.
8. Bowen H.R. Investment in Learning. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. 538 p.
9. Clauss T., Kesting T. How businesses should govern knowledge-intensive collaborations with universities: An empirical investigation of university professors // Industrial Marketing Management, 2017. Vol. 62. P. 185-198.
10. Giddens A. Runaway World: How Globalisation is Reshaping Our Lives. London: Profile Books Ltd, 2002. 142 p.
11. Lepori B., Seeber M., Bonaccorsi A. Competition for talent. Country and organizational-level effects in the internationalization of European higher education institutions // Research policy, 2015. Vol. 44, iss. 3. P. 789-802.
12. Lokhoff J. Recognition, transparency and comparability of learning outcomes. Paper presented at European Labor Market for Graduates Conference. October, 2009. Maastricht.
13. Robertson L. S. Colonising the future: Mega-trade deals, education services and global higher education markets // Futures. 2017. [in press]
14. Welsh R., Glenna L., Lacy W., Biscotti D. Close enough but not too far: Assessing the effects of university-industry research relationships and the rise of academic capitalism // Research policy, 2008. Vol. 37. Iss. 10. P. 1854-1864.
Поступила в редакцию 2017-06-15
Опубликована 2017-06-30
Раздел
Социология
Страницы
124-131