ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ТЕНДЕНЦИИ ГАДЖЕТИЗАЦИИ И УГРОЗЫ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

  • Александра Анатольевна Шабунова
    • ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук»
  • Александра Владимировна Короленко
    • ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук»
Ключевые слова: цифровое пространство, гаджетизация, цифровые навыки, цифровая техника, сеть Интернет, детское население, человеческий потенциал, угрозы развитию

Аннотация

Развитие цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий предъявляет повышенные требования к профессиональным компетенциям современных работников. Для успешной социализации и предпрофессиональной подготовки личности базис пользовательских цифровых навыков должен закладываться в детском возрасте. Целью данной статьи стал анализ характеристик использования детьми «умной» техники и цифровых ресурсов в повседневной жизни и их влияния на человеческий потенциал детей. Информационной базой послужили результаты социологического опроса родителей детей в возрасте 3-17 лет, а также волны когортного мониторинга «Изучение условий формирования здорового поколения», проведенных в 2018 году на территории Вологодской области. В ходе исследования установлено, что наиболее популярными и часто используемыми детьми видами «умной» техники становятся персональный компьютер и смартфон, обеспечивающие доступ к сети Интернет. При этом наибольшее количество времени дети затрачивают на Интернет, доступ к которому обеспечивается через «умные» телефоны. Сетевые ресурсы используются детьми преимущественно с целью общения, поиска информации для выполнения учебных заданий и просмотра развлекательного контента. При этом широкое распространение среди подростков получили практики использования социальных сетей и приложений-мессенджеров. С одной стороны, применение цифровых технологий способствует лучшему развитию интеллектуальных навыков и человеческого потенциала детей в целом, с другой - несет в себе риски информационной безопасности, раннего вовлечения в цифровое пространство, конфликта учебных и коммуникативных интересов и, как следствие, снижения успеваемости, ухудшения состояния здоровья.

Литература

1. Цифровая экономика. Экспресс-информация. ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/data/2017/07/05/ 1171062511/DE_1_05072017.pdf (дата обращения: 12.02.2019).
2. Сухомлин В.А. Открытая система ИТ-образования как инструмент формирования цифровых навыков человека // Стратегические приоритеты. 2017. № 1 (11). С. 70-81.
3. Сухомлин В.А., Зубарева Е.В., Якушин А.В. Методологические аспекты концепции цифровых навыков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13, № 2. С. 146-152.
4. Цифровая экономика Российской Федерации: государственная программа: утв. расп. Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Правительство Российской Федерации. URL: http://static.government.ru/ media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 12.02.2019).
5. Короленко А.В., Гордиевская А.Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка // Социальное пространство. 2018. № 5 (17). URL: http://socialarea-journal.ru/article/28003 DOI: 10.15838/sa.2018. 5.17.3 (дата обращения: 6.02.2019).
6. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. 2014. № 9 (85). С. 108-112.
7. Young K.S. Internet Addiction: The consequences of a new clinical phenomena // Psychology and the New Media / ed. by K. Doyle. American Behavioral Scientist, California. 2004. P. 1-14.
8. Короленко Ц.П., Лоскутова В.А. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе интернета // Бюллетень СО РАМН. 2004. № 3 (113). С. 45-52.
9. Chou Ch., Condron L., Belland J.C. A Review of the Research on Internet Addiction // Educational Psychology Review. 2005. Vol. 17, no. 4. P. 363-388. DOI: 10.1007/s10648-005-8138-1
10. Варламова С.Н., Гончарова Е.Р., Соколова И.В. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2 (126). С. 165-182. DOI: 10.14515/monitoring.2015.2.11
11. Нацун Л.Н., Разварина И.Н. Родительский контроль общения ребенка в социальных сетях // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Тула, 21-22 нояб. 2018 г.). Электрон. дан. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2018. 1 электрон. опт диск (CD-ROM). С. 91-93.
Поступила в редакцию 2019-09-06
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Социология
Страницы
430-443