ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖИТЕЛЕЙ УДМУРТИИ (ПО ДАННЫМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ)

  • Владимир Степанович Воронцов
    • Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН
Ключевые слова: языковая политика, всероссийские переписи населения, микроперепись населения 2015 г, национальность, русский язык, языки народов России, родной язык

Аннотация

В статье рассматриваются этнолингвистические характеристики населения Удмуртской Республики по материалам переписей населения. Известно, что в странах с полиэтничным составом населения языковые проблемы остаются одними из самых деликатных и болезненных. В Удмуртии вопросы, связанные с языковой политикой, сохранением и развитием удмуртского языка, преподаванием родных языков в учебных заведениях, сохраняют актуальность в научной литературе и массмедиа, обсуждаются на научных мероприятиях, в органах власти и национально-культурных организациях. Между тем в постсоветский период единственным источником, позволяющим достоверно выяснить число носителей различных языков, являются переписи населения. По мнению автора, в силу ряда причин в ходе переписи населения 2010 г. были допущены неточности при сборе информации о языковых характеристиках российских граждан. Поэтому в преддверии Всероссийской переписи населения 2020 г. необходимо еще раз проанализировать опыт проведения и результаты прошедших переписей, чтобы собрать качественную, достоверную этнолингвистическую информацию. На наш взгляд, особенно полезен опыт микропереписи населения 2015 г., когда были апробированы новые опросник и методы сбора информации. Автор считает, что часть «этнических и языковых проблем» можно разрешить, предоставив гражданам право в ходе переписи населения указывать сложную (двойную) этническую принадлежность и два родных языка.

Литература

1. Владение языками населением наиболее многочисленных национальностей по субъектам Российской Федерации. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/ Vol4/pub-04-07.pdf
2. Воронцов В. Поможет ли новый федеральный закон родному языку? // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2010. С. 180-188.
3. Воронцов В. Реализация языковых прав в Удмуртии: достижения и проблемы // Права и свободы человека, защита национальных меньшинств в Российской Федерации: сб. науч. статей. Саратов, 2012. С. 164-172.
4. Воронцов В.С., Черниенко Д.А. Этнокультурное образование в восприятии учащихся и родителей: опыт Удмуртской Республики // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2017. № 4. С. 3-8.
5. Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян: опыт социологического анализа / [М.К. Горшков и др.]; отв. ред. М.К. Горшков, В.В. Петухов. М., 2018. С. 215.
6. Доклад об основных итогах федерального статистического наблюдения «социально-демографическое обследование (Микроперепись населения) 2015 года». URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/ demo/ micro-perepis/finish/doklad.pdf
7. Население наиболее многочисленных национальностей по родному языку (по Удмуртской Республике в целом) // https://udmstat.gks.ru/folder/44261
8. Население, принявшее участие в микропереписи, по национальной принадлежности. URL: https://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis.html
9. Население Российской Федерации по владению языками. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/ perepis_itogi1612.htm
10. Национальная принадлежность и владение языками. Итоги по Удмуртской Республике. URL: https://udmstat.gks.ru/ folder/44287
11. Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации. URL: https://www.gks.ru/free_doc/ new_site/ perepis2010/perepis_itogi1612.htm
12. О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/zb8ne3ZCBHvIwztJfgKM3BHPo7AOVG3j.pdf
13. Положение финно-угорских и самодийских народов. Отчет. Комитет по культуре, науке и образованию. Докладчик: Катрин Сакс, Эстония, социалистическая группа (Док. 11087, 26 октября 2006). URL: http://www.mari.ee/ rus/scien/topical/Katrin_Saks_Report.html
14. Президент Эстонии обвинил Россию в ассимиляции финно-угорских народов. URL: https://nazaccent.ru/content/ 14435-prezident-estonii-obvinil-rossiyu-v-assimilyacii.html
15. Тишков В.А., Степанов В.А. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87, № 10. С. 879-890.
16. Утверждены формы переписных листов Всероссийской переписи населения 2020 года. URL: http://government.ru/ docs/38324/
Поступила в редакцию 2019-11-15
Опубликована 2019-12-25
Раздел
Политология. Международные отношения
Страницы
516-522