ДРАЙВЕРЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В ПОДХОДАХ К СОВРЕМЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ

  • Наталья Сергеевна Ладыжец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Егор Валентинович Неборский
    • Московский педагогический государственный университет
  • Михаил Викторович Богуславский
    • Институт стратегии развития образования РАО
  • Татьяна Альбертовна Наумова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, драйверы цифровой трансформации, цифровая образовательная среда, цифровые университеты, персональные траектории обучения

Аннотация

Постановка проблемы связана с парадоксальностью современной академической рефлексии в отношении перспектив не только развития, но и выживания университетов. Приверженцы алармистского подхода обосновывают усиление тенденции академического капитализма, представляющей обвально возрастающую коммерциализацию всех видов деятельности университета, с сокращением социогуманитарных направлений и переходом к предпринимательской постакадемической университетской культуре. Соответственно, классический формат университета объявляется умирающим, а ценности традиционной академической культуры - размытыми и даже руинированными. Уточнение и корректировка понятий потребовались в связи с тем, что цифровизацию нередко рассматривают как процесс, а цифровую трансформацию - как завершение пути стратегических и операциональных преобразований, обеспечивающих конкурентоспособность в современном мире. Авторы настаивают на том, что цифровая трансформация также процессуальна, поэтому суть этих изменений в современной высшей школе корректнее было бы обозначить как институциональный целенаправленный переход к новейшим технологиям, обеспечивающим возможности многообразия форматов и персонализации учебного процесса. Уточнение и расширение основных драйверов цифровой трансформации в современной высшем образовании, в свою очередь, свидетельствуют о том, что процесс цифровой трансформации, при предъявлении промежуточных результатов достижения целей, также будет оставаться открытым. В статье представлен анализ цифровой трансформации в практиках взаимодействия преподавателей и студентов, с акцентом на то, что основной целью преподавателя становится его креативное сопровождение, а основной целью студента - переход от необходимого освоения современной специфики профессии к формированию более широкого личного ресурсного потенциала в условиях быстро нарастающих изменений. Немаловажно, что цифровая трансформация требует не только закрепления потребностей и навыков образования в течение жизни выпускников вузов, но также (и в первую очередь) - обучающих их преподавателей. Авторы отмечают дискурсивность проблемы достоинств и негативов цифровой образовательной среды, утверждая, что понимание современного студенчества ориентировано на необходимость реализации скорейших и системных трансформационных изменений преподавания и обучения в новом цифровом ландшафте. В завершение статьи приводятся актуализированные выводы и проясняются операциональные действия, способствующие достижению целей перехода к цифровым университетам.

Литература

1. Bauman Z. Liquid Times: Living in an Age of Uncertainty. Cambridge: Polity Press, 2007. 128 p.
2. Scott P. The Crisis of the University. L.: Sydney Croom Helm, 1984. 277 р.
3. Ритцен Дж. Шанс для европейских университетов. Или как Европе избежать кризиса, надвигающегося на ее университеты. М.: Логос, 2011. 296 с.
4. Slaughter S., Leslie L. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore/London: John Hopkins University Press, 1997. 276 р.
5. Ylijoki O.H. Entangled in Academic Capitalism? A Case-study on Changing Ideals and Practices of University Research // Higher Education. 2003. Vol. 45, no. 3. Р. 307-335.
6. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Изд-во ВШЭ, 2010. 306 с.
7. Eagleton T. The Slow Death of the University // The Chronicle of Higher Education, April 21st, 2015/ URL: http://chronicle.com/article/The-Slow-Death-of-the/228991
8. Стронг М. Почему современная система образования никуда не годится, а спасти ее может смерть университетов // Esquire, 17 марта 2019 г. URL: https://zen.yandex.ru/media/esquire.ru/pochemu-sovremennaia-sistema-obrazovaniia-nikuda-ne-goditsia-a-spasti-ee-mojet-smert-universitetov-5c8d47e40b236a00b3a5a0dc
9. ВЦИОМ: работодатели недовольны качеством образования в российских вузах // ТАСС. 13 июля 2016. URL: https://tass.ru/obschestvo/3450160
10. Орлова В.В. Образовательные траектории и отношение молодежи к высшему образованию // Социальный капитал региона: особенности социального ресурса молодежи. Чебоксары: Центр научн. сотр-ва «Интерактив плюс», 2017. С. 85-103
11. Higher Education Risk Categories and Definitions // Whitepaper: Ethics Point, 2005. 13 р.
12. Significant risks facing higher education: Taking an enterprise approach to risk management // Deloitte Higher Education, 2018. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/public-sector/us-top-risks-higher-education.pdf
13. Гельманова З.С., Гарт Н.А. Риски в контексте качества подготовки специалистов высшего образования // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 8. С. 65-68. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35102
14. Риски университета. Реестр рисков: Система качества. СПб.: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет», 2019. URL: https://spmi.ru/sites/default/files/imci_images/univer/document/2019/reestr-riskov.pdf
15. Altbach Ph.G., de Wit Н. Are we at a transformative moment for online learning? // University World News, 02 May 2020. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200427120502132
16. «Черный лебедь» в белой маске. Аналитический доклад НИУ ВШЭ к годовщине пандемии COVID-19 / под ред. С.М. Плаксина, А.Б. Жулина, С.А Фаризовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 336 с.
17. Граджек C. Цифровая трансформация высшего образования. URL: https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2019/11/TSifrovaya-transformatsiya-vysshego-obrazovaniya-Prezentatsiya-AE-Stradze.pptx
18. Михайлов Н.Г. Проблемы цифровизации образования в педагогическом университете. М.: МПГУ, 2019. URL: https://www.mgpu.ru/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya-i-drajvery-razvitiya/
19. Пренски М. Аборигены и мигранты цифрового мира / пер. c англ.: On The Horizon. MCB University Press, Vol. 9, no. 5, Oct., 2001. URL: https://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira
20. Gazzaley A., Rozen L.D. The Distracted Mind: Ancient Brains in a High-Tech World. Cambridge: The MIT Press, 2016. 304 p.
21. Strauss W., Howe N. Generations: the history of America`s future, 1584 to 2069. New York: William Morrow and Company Inc., 1991. 544 p.
22. Стрельникова Л. Цифровое поколение и цифровое слабоумие. Лекторий ПСТГУ «Интеллектор». Лекция Любови Стрельниковой, прочитанная 30 янв. 2017 г. URL: https://ok.ru/video/248207508936
23. Богачева Е.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z». Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 56 с.
24. Гуров Г.А. В рамках мотивационной дискуссии «О каких студентах мечтают вузы» // Научно-образовательная политика, 14.11.2021. URL: https://t.me/scienpolicy
Поступила в редакцию 2021-11-14
Опубликована 2021-12-13
Раздел
Социология
Страницы
446-452