РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ

  • Марина Николаевна Макарова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Анастасия Дмитриевна Конникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: волонтерство, добровольческая деятельность, студенты, факторы добровольческой деятельности, волонтерская организация, управление

Аннотация

В статье рассмотрены управленческие аспекты исследования факторов добровольческой деятельности студентов. Роль анализа факторов добровольчества (индивидуальных, мотивационных, контекстуальных и др.) позволяет обеспечить повышение качества работы волонтеров и привлечь новые общности к работе в волонтерских организациях. Особенностью организации волонтерской деятельности в вузе является то, что эта активность непосредственно вплетена в образовательный и воспитательный процесс. В исследовании использовались два метода: опрос студентов Удмуртского государственного университета и полуформализованное интервью с представителями волонтерского центра УдГУ. Для анализа факторов волонтерской деятельности были взяты три группы факторов: факторы социального статуса (пол, курс, уровень обучения); социально-психологические характеристики студентов (альтруизм, коллективизм) и собственно социальные факторы (наличие волонтеров знакомых и родственников; социальная активность). Анализ показал, что социальные характеристики студентов (пол, курс, уровень обучения, направление и др.) не связаны напрямую с волонтерской активностью. Среди социально-психологических факторов наиболее значим альтруизм: студенты, склонные к альтруизму, также наиболее склонны к добровольческой активности. Среди социальных факторов наиболее значима для добровольческой деятельности активность во всех сферах студенческой жизни (особенно во внеучебной деятельности). Стимулирование волонтерской активности в вузе должно быть связано с другими формами активности студентов: образовательной, научной, воспитательной, а также подготовкой к профессиональной деятельности.

Литература

1. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности / Е.С. Азарова. - Хабаровск, 2008. - 287 с.
2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
3. Леонтьев, Д.А. Автономия и самодетерминация как объект психологической диагностики / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 66-85.
4. Михайлова, С. В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации / С. В. Михайлова // Студенческое самоуправление ЯГПУ. - URL: http://yspu.ucoz.ru/publ (дата обращения: 20.07.2021).
5. Осипова, М.А. Социология управления: проблемы определения предметной области / М.А. Осипова // Вести. РУДН. - 2009. - № 1. -С. 98-105.
6. Певная, М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики / М.В. Певная. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2016. - 434 с.
7. Тихонов, А.В. Социология управления как научно-исследовательская программа / А.В. Тихонов // Личность. Культура. Общество. - 2009. - Т. 11, № 2. - С. 186-192.
8. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., 2005. - URL: https://psy.wikireading.ru/13328 (дата обращения: 12.11.2021).
9. Adams, David S. Elite and Lower Volunteers in a Voluntary Association: A Study of an American Red Cross Chapter / David S. Adams // Journal of Voluntary Action Research - 1980. - No. 9 (1-4). - P. 95-108.
10. Participation in social and political activities / D.H. Smith, J.Mhlacaulay, and Associates. - San Francisco: Jossey-Bass., 1980.
11. Brown, E. The Scope of Volunteer Activity and Public Service / E. Brown // Law and Contemporary Problems. - 1999. - October. - P. 17-42.
Поступила в редакцию 2022-04-26
Опубликована 2022-06-27
Раздел
Социология
Страницы
169-178