ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

  • Виктория Юрьевна Леденева
    • Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН (ИДИ ФНИСЦ РАН)
Ключевые слова: ценности молодежи, цифровая среда, онлайн-образование

Аннотация

В статье рассматривается трансформация ценностей молодежи в условиях цифровой реальности. Цифровая реальность формирует у молодежи разные системы ценностей. Новая среда социального самоопределения и самовыражения молодежи представляет собой особое единое пространство, в котором большая часть молодых людей существует параллельно в виртуальной и реальной жизни. Актуальность исследования предопределена необходимостью изучения указанной проблемы и проведения научных исследований, направленных на анализ транслируемых в цифровой среде систем ценностей. Автор попытался выяснить, какие ценности и установки стоят за утверждениями, что само понятие образования в классическом понимании устарело, что высшее образование сомнительно, а на смену ему приходит самообучение, и какую роль в этом играет онлайн-обучение. Цель исследования - выявить модальность влияния цифровизации на ценностные ориентации российской молодежи, их характерные модели поведения, показать тенденции к возрастанию значимости ценности образования по мере повышения вовлеченности молодежи в виртуальное общество. Методология исследования основана на концепции стадийной модели цифровизации, концепции социальных интернет-сетей, теории информационной эпохи, количественно-качественном анализе. Использованы вторичные данные отечественных и зарубежных выборочных исследований, посвященных проблеме изменения ценностных ориентаций студенческой молодежи в цифровой среде. Проведен пилотажный опрос молодых пользователей социальных сетей в возрасте от 18 до 27 лет, объем выборочной совокупности - 228 человек. Результаты исследования выявили противоречия, возникающие в результате серьезной трансформации базовых ценностей общества под влиянием развития цифровых технологий и совершенствования цифровых новаций в системе образования.

Литература

1. Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей // Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 2.
2. Barnes J.A. Class and Committees in Norwegian Island Parish // Human Relations. New York: Hafner Press, 1975.
3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
4. Бойд, Д. Все сложно. Жизнь подростков в социальных сетях / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 352 с.
5. Кастельс М. Галактика Интернет // Пер.с англ. А.Матвеева под ред. В.Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
6. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вопросы социальной теории. 2007. Том.1. Вып.1. C. 229-245.
7. Бородина А.В., Тихонова А.С. Особенности цифровизации практик межличностных и семейных отношений молодых россиян и ряд ее социальных последствий // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6, вып. 2. С. 179-187.
8. Забокрицкая Л.Д., Хлебников Н.А., Орешкина Т.А., Комоцкий Е.И. Возможности изучения ценностей молодежи через профиль социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 2. С. 148-167.
9. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100.
10. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: Эмпирический анализ // Социологические исследования. М., 2018. № 3. С. 15-33.
11. Вербицкая Н.О., До Б., Мазуркова А.А. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10, № 2. С. 44-50.
12. Стриженко А.А. Онлайн-образование: теория и практика // Экономика. Профессия. Бизнес. 2016. № 1. С. 75-79.
13. Гнатышина Е.В., Саломатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 8. С. 19-24.
Поступила в редакцию 2022-08-12
Опубликована 2022-09-16
Раздел
Социология
Страницы
295-304