РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

  • Марина Николаевна Макарова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Александр Семенович Килин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ирина Анатольевна Андреева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: трудоустройство, студенты, выпускники, высшее образование, образовательные коммуникации, стейкхолдеры

Аннотация

Цель настоящей работы - оценить возможности применения различных коммуникационных механизмов для повышения эффективности трудоустройства выпускников регионального вуза на примере Удмуртского государственного университета как участника программы «Приоритет-2030». Рассмотрены традиционные и инновационные практики вузов, направленные на реализацию этих процессов. Инновационные практики развивают практико-ориентированное обучение путем взаимодействия стейкхолдеров, составляющих внутреннюю и внешнюю среду вуза. Образовательная политика Удмуртского государственного университета направлена на развитие новых форматов планирования карьеры, включая использование цифровых сервисов, профессиональных проб, стажировок в организациях реального сектора экономики. Необходимым компонентом этой политики является профессиональная ориентация путем вовлечения в исследовательскую и проектную деятельность. Опрос студентов старших курсов показал наличие проблем современного высшего образования: низкий уровень взаимодействия образовательных организаций с работодателями, отсутствие спроса на выпускников и несоответствие содержания образовательных программ современным требованиям, предъявляемым к квалификации работников. По мнению студентов, наличие опыта практической подготовки и стажировок в организациях является одним из решающих факторов успешного трудоустройства. Интервью с сотрудниками вуза, ответственными за трудоустройство, показало, что в основном используются традиционные пассивные формы трудоустройства: самостоятельное трудоустройство и информационная работа. Программа «Приоритет-2030» открыла возможности использования инновационных форм трудоустройства посредством партнерства с организациями, консорциумов с различного рода субъектами. Эти формы стимулируют администрации вузов к трансформации внутренних коммуникаций и применению новых подходов к дизайну образовательных программ.

Литература

1. Балмасова Т.А. «Третья миссия» университета новый вектор развития? // Высшее образование в России. 2016. № 8-9. С. 48-55.
2. Булатова Г.А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: аналитический обзор статистических данных и материалов исследований // Экономика Профессия Бизнес. 2020. № 3. С. 14-20.
3. Варшавская Е.Я. Где и кем работают высокообразованные россияне // Демоскоп Weekly. 2017. № 713-714. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0713/tema01.php/ (дата обращения: 21.10.2022).
4. Исследование показало, сколько россиян работают по специальности // РИА «Новости». 02.09.2022. URL: https://na.ria.ru/20220902/rabota-1813918883.html (дата обращения: 12.10.2022).
5. Как изменится рынок труда в ближайшие 20 лет: тренды и вызовы. URL: https://tass.ru/pmef-2016/article/3345977/(дата обращения: 21.10.2022).
6. Кирилюк Е.Я. Использование обратной связи как психотехнологического инструмента мотивации персонала организации // Гуманит. и соц.- экон. науки. 2006. № 2. С. 195-196.
7. Мамыченко, С. А. Практико-ориентированная модель обучения студентов в учебном процессе современного вуза // Бизнес-образование в экономике. 2017. № 2 (7). С. 92-95.
8. Меренков А.В. Изменения в ориентациях выпускников вузов на трудоустройство в условиях пандемии // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 25-29.
9. Миронцева С.А., Бориско О.А. Меры государственного регулирования и поддержки системы высшего образования в Российской Федерации в период пандемии // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 12 (101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-gosudarstvennogo-regulirovaniya-i-podderzhki-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-pandemii (дата обращения: 28.10.2022).
10. На базе Удмуртского госуниверситета открылся центр оценки управленческих компетенций // ТАСС. 9.09.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/15703381?utm_source=web.telegram.org&utm_medium=referral&utm_campaign=web.telegram.org&utm_referrer=web.telegram.org (дата обращения: 11.10.2022).
11. Роструд подсчитал число работающих по специальности россиян. URL: https://trudvsem.ru/information/questionnaire/list/(дата обращения: 27.09.2022).
12. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 174-199.
13. Тихонова А.Д. Взаимодействие со стейкхолдерами как фактор повышения эффективности деятельности вузов // Креативная экономика. 2017. № 11. С. 1315-1328.
14. Хохленкова Л.А. Практико-ориентированное обучение студентов в университете // АНИ: педагогика и психология. 2021. № 2 (35). С.314-316.
15. Шиндряева И.В. Социологический анализ положения выпускников вузов на рынке труда // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2017 №3, https://sfk-mn.ru/PDF/05SFK317.pdf (дата обращения: 21.10.2022).
16. Lauder, H., Mayhew, K. Higher education and the labour market: an introduction // Oxford Review of Education. 2020. Vol. 46 (1). P. 1-9.
Поступила в редакцию 2022-10-28
Опубликована 2022-12-24
Раздел
Социология
Страницы
461-471