СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ

  • Наталья Сергеевна Ладыжец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: искусственный интеллект (ИИ), нейросети, ChatGPT, высшее образование, управление рисками

Аннотация

Искусственный интеллект все в большей степени становится объектом и аналитическим полем проблем современной социологии. Переход к генеративным нейросетям означает смену глобальной парадигмы, переход к индустрии 4.0 – к новой экономике, новым видам социальных коммуникаций и социальных отношений. Современный искусственный интеллект уже производит революции в медицине, образовании, маркетинге, военном деле, оказывает большое воздействие на поколение молодежи. Возникает новая терминология в описании алгократии, в разных странах формулируются запросы государственного регулирования применения и глубокого обучения нейросетей. Возможности и ограничения в использовании искусственного интеллекта не могут рассматриваться без внимания к социальным аспектам управления рисками и возможностями опережающего развития нейросетей. В предлагаемой статье эта задача аналитически рассматривается в проекции на современное высшее образование.

Литература


  1. Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года. Лекция Зигмунта Баумана. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. 10.05.2011. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/doc/4992.

  2. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. С. А. Комарова; под ред. Ю.В. Асочакова. СПб. [и др.]: Питер, 2008. 240 c.

  3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну/ Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой; Послесл.
    А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

  4. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Готтхард Бехманн; пер. с нем. А.Ю. Антоновского, Г.В. Гороховой, Д.В. Ефременко, В.В. Каганчук, С.В. Месяц. – М.: Логос, 2010. 248 с.

  5. Гидденс Э. Последствия современности. Пер. с англ. Г.К. Ольховикова; Д.А. Кибальчича; вступ. Статья Т.А. Дмитриева. – М.: Изд. и консалт.  группа «Праксис», 2011. 352 с.

  6. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2005. 528 с.

  7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

  8. Урри Дж. Мобильности. М.: Праксис, 2012. 576 с.

  9. Toh, M. 300 million jobs could be affected by latest wave of AI, says Goldman Sachs // Hong Kong CNN, Wed. March 29, 2023. URL: https://edition.cnn.com/2023/03/29/tech/chatgpt-ai-automation-jobs-impact-intl-hnk/index.html?ref=upstract.com. (Accessed: 4 April 2023).

  10. Шереметев, Е. The Times: судный день близок и развитие искусственного интеллекта полностью похоронит человечество // Подмосковье сегодня, 14 мая 2023. URL: https://mosregtoday.ru/news/science/the-times-sudnyj-den-blizok-i-razvitie-iskusstvennogo-intellekta-polnostju-pohoronit-chelovechestvo/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 14.05.23).

  11. Клименко, Г. Нейросеть ChaosGPT хочет уничтожить человечество // Onliner, 11 апреля 2023. URL: https://tech.onliner.by/2023/04/11/nejroset-chaosgpt-xochet-unichtozhit-chelovechestvo (дата обращения: 14.05.23).

  12. Добрюха, А. Профессор-генетик Константин Крутовский: Мы стоим на пороге конца биологической эволюции человека // Комсомольская правда, 14 мая 2023. URL: https://www.kp.ru/daily/27502.5/4762426/ (дата обращения: 14.05.23).

  13. Красильникова Ю. Через 10 лет спрос на гуманитариев резко возрастет // Хайтек, 20 февраля 2017 г. URL: https://hightech.fm/2017/02/20/liberal_arts (дата обращения: 14.05.23).

  14. Глухих В.А., Елисеев С.М., Кирсанова Н.П. Искусственный интеллект как проблема современной социологии // Дискурс. 2022; 8(1):82–93. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-1-82-93.

  15. What is Social Hacking? // Redbot Security, January 16, 2023. URL: https://redbotsecurity.com/what-is-social-hacking. (Accessed: 14 May 2023).

  16. Арбузова А. Стратегическая технология: перспективы и риски генеративного ИИ // РБК, 14.04.2023. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/64380a4d9a7947a90164ccfe. (Accessed: 14 May 2023).

  17. Sanders S. Rather than ban generative AI, universities must learn from the past // University World News, 2023, February 24. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20230221075136410. (Accessed: 17.03.2023).

  18. Раскина А. Все говорят про чат-бот ChatGPT, а Microsoft вкладывает миллиарды долларов. Почему? // ТАСС, 2023, 1 февраля. URL: https://tass.ru/tehnologii/16927187 (дата обращения: 12.02.2023).

  19. GPT-4 // OpenAI, 2023, March 14. URL: https://openai.com/research/gpt-4. (Accessed: 17.03.2023).

  20. Sanders, S. Rather than ban generative AI, universities must learn from the past // University World News, 2023, February 24. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20230221075136410. (Accessed: 17.03.2023).

  21. Васильев, С. ИИ научился читать мысли по данным томографии // Naked Science. 2 мая 2023. URL:https://naked-science.ru/article/biology/ii-chitaet-mysli-po-dannym-tomografii?ysclid=lim95fqaps969435606 (дата обращения: 14.05.23).

  22. Как относятся преподаватели и студенты к внедрению искусственного интеллекта в образование? // Forbes Education, 04.04.2023. URL: https://naked-science.ru/article/biology/ii-chitaet-mysli-po-dannym-tomografii?ysclid=lim95fqaps969435606 (дата обращения: 14.05.23).

  23. Преподаватели и студенты видят позитивное влияние ИИ на образование // E-xecutive.ru, 5 апреля 2023 г. URL: https://www.e-xecutive.ru/sections/news-education/news/2096917-prepodavateli-i-studenty-vidyat-pozitivnoe-vliyanie-ii-na-obrazovanie?ysclid=lgar15jgtk511037761 (дата обращения: 14.05.23).

Поступила в редакцию 2023-05-18
Опубликована 2023-06-23
Раздел
Социология
Страницы
189-197