КИТАЙ И ЕВРОПА: ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА В ЭПОХУ НОВЫХ МЕДИА

  • Сергей Петрович Поцелуев
    • Южный Федеральный Университет
  • Валерия Павловна Бахтоярова
    • Южный Федеральный Университет
Ключевые слова: глобализация, Китай, Европейский союз (ЕС), коммуникация, социальные сети, коммуникативное пространство

Аннотация

Статья посвящена (гео-)политическим стратегиям ЕС и Китая в современном коммуникативном пространстве, опосредованном интернет-технологиями. В качестве основных признаков этого пространства авторы выделяют наличие единого и неделимого офлайн- и онлайн- социума; перманентный и прогрессивный характер коммуникации; использование новых технологий информационного обмена; внедрение новых коммуникаторов в среду благодаря техникам манипуляции и воздействия; развитие свободного обмена идеями и информацией, невзирая на границы. Авторы отмечают, что политическая коммуникация сегодня напрямую выражает суть информационного общества и тем самым - как его новые возможности, так и риски для продвижения идеологических смыслов и реализации властных целей. В последние годы безусловная гегемония Запада в мировом коммуникативном пространстве сменяется острой конкуренцией с Китаем. При этом участники данной конкуренции стремятся ограничить доступ в свои пространства источников информации со стороны конкурента. Авторы показывают, как это работает на примере европейских и китайских медиа. Отдельно в статье анализируется формирующийся поворот к новой глобальной коммуникации, подверженной китайскому влиянию. В сравнительной перспективе указаны ключевые особенности европейского коммуникативного пространства в современных политических реалиях. Далее, в статье показывается, что создание собственной социальной сети в Китае (WeChat), а также улучшение процесса взаимодействия внутри китайского сообщества (открытие блогерских площадок и т. п.), привело к распространению внутренних идеологически значимых сетей за пределы КНР. Это привлекло в культурную среду данной страны представителей других государств и регионов. Авторы делают вывод, что благодаря этому процессу наблюдается не только конкуренция за доминирование в глобальном коммуникативном пространстве, но также тенденция к улучшению взаимодействия стран во всех сферах жизни.

Литература

1. Бергер, Я.М. Китайская модель глобализации // Век глобализации. 2009. № 1. С. 91-97.
2. Ван Чжунминь Влияние современных информационно-коммуникационных технологий на развитие СМИ Китая: дис. … канд. филолог. наук. М., 2007.
3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М.: Наука, 1998. 485 с.
4. Кошурникова Н.А. Особенности информационной политики современного Китая // Китай: история и современность: Материалы IX Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 октября 2015 года / Отв. Ред. С.В. Смирнов. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», 2016. С. 279-284.
5. Пахомова Е.А., Рац Н.А. Человек в информационном мире: ожидания и угрозы // Научный взгляд в будущее. 2016. Т. 10, № 2. С. 56-64.
6. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Издательство «АСТ», 2010. 784 с.
7. Чхиквадзе В.В. Массовые коммуникации в европейском процессе интеграции: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.04. М., 1999. 18 с.
8. Masuda J. The Information Society as a Post-Industrial Society. Tokyo, 1980. - 234 р.
9. Valenza D. The Trap of Geopolitics: Rethinking EU Strategic Communication. College of Europe Policy Brief, Bruges, 2021.
10. Бронников, И. А. Политическая коммуникация и современность // Юридические исследования. 2013. № 4. С. 66-88. DOI: 10.7256/2305-9699.2013.4.702. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=702
11. Иоселиани А.Д. Антропология глобального мира: человек в современной коммуникативно-информационной сфере // Век глобализации. - 2013. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologiya-globalnogo-mira-chelovek-v-sovremennoy-kommunikativno-informatsionnoy-sfere (дата обращения: 28.02.2022).
12. Лузянин С.Г., Мамонов М.В. Китай в глобальных и региональных измерениях. Ресурсы и маршруты «Возвышения» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2011. № 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitay-v-globalnyh-i-regionalnyh-izmereniyah-resursy-i-marshruty-vozvysheniya (дата обращения: 28.02.2022).
13. Подвойский Г.Л. Феномен глобализации по-китайски и проблема евразийской интеграции // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. № 4 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-po-kitayski-i-problema-evraziyskoy-integratsii (дата обращения: 28.02.2022).
14. Симонова М.М. Информационно-коммуникативное общество и глобализация // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12. - URL: https://human.snauka.ru/2016/12/17985 (дата обращения: 15.07.2023).
15. Си Цзиньпин Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, сплоченно бороться за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства. Доклад на XX Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая 16 октября 2022 года // XX Всекитайский съезд КПК. 25.10.2022. URL: https://russian.news.cn/20221025/b32a2a0cff064246838b0999eeedebaa/c.html (дата посещения 03.09.2023
16. Чжан Шиян Роль Интернета в развитии активности медийной аудитории Китая // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. - 2008. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interneta-v-razvitii-aktivnosti-mediynoy-auditorii-kitaya (дата обращения: 28.02.2022).
17. Шогенова Л.А., Астафьева О.Н., Венцель С.В. Влияние глобализации на культуру Китая // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalizatsii-na-kulturu-kitaya (дата обращения: 28.02.2022).
Поступила в редакцию 2023-09-30
Опубликована 2023-12-27
Раздел
Политология. Международные отношения
Страницы
511-519