КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РЕЗУЛЬТАТЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ)

  • Лидия Константиновна Мазунова
    • Башкирский государственный университет
  • Марат Ирикович Губайдуллин
    • Институт развития образования Республики Башкортостан
  • Лилия Рашитовна Халикова
    • Институт развития образования Республики Башкортостан
Ключевые слова: потенциал одаренности, диагностирование, природные задатки, полушарность, наклонности

Аннотация

В настоящей статье описан комплекс диагностирующих инструментов для выявления природного потенциала одаренности дошкольника, изложены результаты диагностирования детей и их родителей с использованием этих инструментов, а также дана их интерпретация. Актуальность формирования комплексной диагностики одаренности детей дошкольного возраста определяется задачей содействия сохранению и развитию детской одаренности, национального генофонда одаренных людей России. Новизна рассматриваемого подхода к решению проблемы диагностирования детской одаренности заключается в использовании оригинального комплекса методик определения профиля доминанты полушарий мозга, психотипа и природных наклонностей ребенка. Цель исследования состоит в поиске ответа на вопрос, с каким потенциалом одаренности рождается человек и каков процент детей, наделенных им. Среди методов исследования были выбраны такие эмпирические методы как наблюдение и тестирование с помощью комплекса опросников и тестов, а также статистический метод по сбору и первичной обработке количественных данных по природным наклонностям, психотипам, доминирующим профилям полушарной деятельности мозга. В качестве диагностирующих инструментов применены: опросник А. И. Савенкова «Палитра интересов» - для определения природных наклонностей дошкольников, «Психогеометрический тест» С. Деллингер в адаптации Г. И. Колесниковой - для определения психотипа и методика Карлы Ханнафорд - для определения доминирующего профиля полушарной деятельности мозга. Среди полученных результатов самым значимым выводом представляется возможность выявления разнообразной и богатой палитры природных задатков у каждого ребенка, что позволит индивидуализировать содержательный аспект программы и является базовым условием успешного развития природных задатков каждого ребенка. В общей выборке (1669 анкет) более 82% детей продемонстрировали наклонности к 3-4 видам человеческой деятельности. Также выявлены более слабо развитые сферы, такие как коммуникативная сфера, что связано с дефицитом живого взаимодействия (общения) ребенка с взрослыми и сверстниками, и гуманитарная, требующая большего внимания к речевому развитию ребенка. Так, для детей 4-7 лет обоих полов с доминирующим профилем ПгПуПрЛ характерен слабый интерес к коммуникативной сфере, наиболее предпочитаемая сфера у девочек - художественная, а у мальчиков - математика и техника.

Литература

1. Губайдуллин М. И. Некоторые аспекты комплексной диагностики одаренности для детей дошкольного возраста // Проблемы диагностирования ... одаренности: материалы междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета, 2016. С. 32-34 @@ Gubaydullin, M. I. “Some Aspects of the Complex Diagnostics of Giftedness of Preschool Children.” Problems of Diagnosis ... of Giftedness. Ufa, 2016, pp. 32-34
2. Губайдуллин М.И., Исангулова Р.Г. Комплексная диагностика одаренности детей дошкольного возраста и их родителей. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Уфа: Изд-во Института развития образования Башкортостана, 2016. С. 232-233 @@ Gubaidullin, M.I., Isangulova, R.G. Complex Diagnostics of Gifted Children of Preschool Age and Their Parents. Materials of the all-Russian Scientific and Practical Conference. Ufa, December 2, 2016, pp. 232-233
3. Губайдуллин М. И., Мазунова Л. К., Хасанова Р. Ф. Феномен детской одаренности // Многоязычие в образовательном пространстве, 2015. Вып. 7. С. 13-24 @@ Gubaidullin, M. I., Mazanova, L. K., Khasanova, R. F. “The Phenomenon of Child Giftedness.” Multilingualism in Education. Izhevsk, no. 7, 2015, pp. 13-24
4. Колесникова Г. И. Лучшие психологические тесты для школьного психолога. Ростов на Дону: Феникс, 2016. 146 с. @@ Kolesnikova, G. I. The Best Psychological Tests for School Psychologist. Rostov on Don, 2016, 146 p.
5. Мазунова Л.К. Система психолого-педагогического и методического сопровождения старших дошкольников // материалы междунар. науч.-практ. конф. Уфа: ИРО РБ, 2016. С. 3-12 @@ Mazunova, L.K. The System of Psycho-Pedagogical and Methodological Support for Older Preschoolers. Reports of the International Scientific Practical Conference. Ufa, 2016, pp. 3-12
6. Мазунова Л. К., Губайдуллин М. И. Онтология детской одаренности. Уфа: Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета, 2018. 152 с. @@ Mazunova, L. K., Gubaidullin, M. I. Anthology of Children’ Giftedness. Ufa, 2018, 152 p.
7. Прель А. М. Почему мы выросли такими? СПб.: Искусство России, 2012. 288 с. @@ Prel, A. M., Prel, T. V. Why Did We Grow the Way We Did? St. Petersburg, 2012, 288 p.
8. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности М., 2003. 64 с. @@ Bogoyavlenskaya, D. B. Working Concept of Giftedness. Moscow, 2003, 64 p.
9. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2010. С. 428-431 @@ Savenkov, A. I. Psychology of Children’s Gifts. Moscow, 2010, pp. 428-431
10. Ханнафорд К. Доминирующий фактор. Как, зная ведущий глаз, ухо, руку и ногу, можно улучшить обучение. Перевод: А. Патрушев, Н. Казанцева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.koob.ru/xannaford @@ Hannaford, K. The Dominant Factor. How, Knowing the Leading Eye, Ear, Arm and Leg, We Can Improve Learning. Translation: Patrushev, A., Kazantseva, N., http://www.koob.ru/xannaford
11. Хасанова Р. Ф. О некоторых аспектах проектирования индивидуального маршрута развития личности ребенка и его непрерывного психолого-педагогического сопровождения // Гуманитарные науки и образование, 2017. N 2. С. 84-87 @@ Khasanova, R. F. “On Some Aspects of Designing an Individual Route of Development of the Child’s Personality and Its Continuous Psychological and Pedagogical Support.” Humanities and Education, no. 2, 2017, pp. 84-87
Поступила в редакцию 2020-05-29
Опубликована 2020-05-29
Выпуск
Раздел
III. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Страницы
40-47

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.