ВЕЧНЫЙ ВОПРОС В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ: КАК ОБСТОИТ ДЕЛО С ЧИТАТЕЛЬСКИМ ИНТЕРЕСОМ У ШКОЛЬНИКОВ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ?

  • Дания Абузаровна Салимова
    • Елабужский институт Казанского федерального университета
  • Лейсан Атласовна Ахметова
    • Елабужский институт Казанского федерального университета
Ключевые слова: иностранные студенты, читательский интерес, русская литература, литература на родном языке, художественный текст

Аннотация

Данная статья освещает одну из проблем современной дидактики и методики - отсутствия читательского интереса как у иностранных студентов, так и у большинства российских школьников. В статье предпринимается попытка объяснить ряд причин, приведших к снижению интереса к чтению. Акцентируется внимание на том, что реализации компетенций ЕС, касающихся жизни в поликультурном обществе, зачастую связаны именно с процессом чтения литературы на других языках. Подчеркивается, что отношение к чтению у иностранных студентов и у отечественных школьников связано с их уровнем владения языком, а потому существенно различается. Основными методами при проведении исследования являются: анализ научно-библиографической литературы по теме; непосредственные практические, так называемые «полевые» методы (анкетирование, наблюдение за студентами и школьниками-подростками, приходящими в библиотеку, анализ данных библиотеки института и школы); математические методы обработки результатов. На материале данных опроса респондентов (всего 15 вопросов в анкете) и непосредственной практики преподавания языка и литературы обобщаются выводы по этой острой проблеме, делается неутешительный вывод о том, что иностранные студенты часто не отличают российских авторов от других зарубежных писателей и поэтов; приводится ряд конкретных предложений, способных вызвать интерес к слову и языку, к чтению у обучающихся. Указывается, что иностранным студентам следует рекомендовать, на начальном этапе обучения русскому языку детские короткие нравоучительные рассказы, которые способны как вызвать интерес к слову, так и дать лингвокультурологические знания, умения и навыки.

Литература

1. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.library.ru @@ National Reading Support and Development Program, www.library.ru
2. Гречихин А. А. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология и социология чтения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook346/01/part-005 @@ Grechihin, A. A. Educational Complex for the Discipline “Psychology and Sociology of Reading,” http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook346/01/part-005.htm
3. Гринева М. И. Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков. Современные исследования социальных проблем, 2013. N 9(29). С. 16-32 @@ Grineva, M. I. “Psychological and Pedagogical Analysis of the Adolescents’ Problem of Reading Culture.” Modern Studies of Social Problems, no. 9(29), 2013, pp. 16-32
4. Камалова Л. А. Проблемы детского чтения в современной начальной щколе // European Research, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-detskogo-chteniya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole @@ Kamalova, L. A. “Problems of Children’s Reading in Modern Elementary School.” European Research, 2017, https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-detskogo-chteniya-v-sovremennoy-nachalnoy-shkole
5. Ломакина И. С. Ключевые компетенции в лиссабонской программе Евросоюза // ИТС. 2007. N 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-v-lissabonskoy-programme-evrosoyuza @@ Lomakina, I. S. Key Competencies in the Lisbon Program of the European Union, no. 2, 2007, https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-v-lissabonskoy-programme-evrosoyuza
6. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. Современные стратегии чтения: Теория и практика: уч. пособие. М.: Форум, 2013. 368 с. @@ Romanicheva, E. S., Prantzova, G. V. Modern Reading Strategies: Theory and Practice. Moscow, 2013, 368 p.
7. Mangen, A., Walgermo, B., Bronnick, K. “Reading Linear Texts on Paper Versus Computer Screen: Effects on Reading Comprehension.” International Journal of Educational Research, no. 58, 2013, pp. 61-68.
8. Mangen, A., Weel, A. “The Evolution of Reading in the Age of Digitization: an Integrative Framework for Reading Research.” Literacy, no. 50(3), 2016, pp.116-124.
9. Pezoa, J., Mendive, S., Strasser, K. “Reading Interest and Family Literacy Practices from Prekindergarten to Kindergarten: Contributions from a Cross-Lagged Analysis.” Early Childhood Research Quarterly, vol. 47, 2019, pp. 284-295.
10. Shastina, E., Shatunova, O., Bozhkova, G., Bykov, A., Trofimova, L. “Family Reading in Children Literacy Skills Formation.” Elementary Education Online, vol. 18, no. 1, 2019, pp. 296-306.
11. Broeder, P., Stokmans, M. “Why Should I read? A Cross-Cultural Investigation into Adolescents' Reading Socialization and Reading Attitude.” International Review of Education, vol. 59, no. 1, 2013, pp. 87-112.
12. Baker, S., Bangeni, B., Burke, R., Hunma, A. “The Invisibility of Academic Reading as Social Practice and Its Implications for Equity in Higher Education: a Scoping Study.” Higher Education Research and Development, vol. 38, no. 1, 2019, pp. 142-156.
13. Sabitova, A., Salimova, D., Ibragimova, E. “Motivated and Unmotivated Violations from the Norm in Children's Books in Organizing Extracurricular Reading.” Journal of Social Studies Education Research, vol. 9, no. 2, 2018, pp. 306-316.
14. Salimova, D. A., Johnson, H. “Difficulties in the Teaching of Russian as a Foreign Language: the Perspectives of an Ethnically Tatar Specialist in Russian Philology and an American Student.” Life Science Journal, no. 11(5s), 2014, pp. 219-223.
15. Koudrjavtseva, E. L., Salimova, D. A., Snigireva, L. A. “Russian as Native, Non-Native, One of Native and Foreign Languages: Questions of Terminology and Measurement of Levels of Proficiency.” Asian Social Science. T. 11. vol. 14, 2015, pp. 124-132.
Поступила в редакцию 2020-05-29
Опубликована 2020-05-29
Выпуск
Раздел
III. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЛЬТИЛИНГВАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Страницы
56-62

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.