МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

  • Юлия Евгеньевна Арекеева
    • Удмуртский государственный университет
Ключевые слова: китайский язык, обучение письму, иероглифическая письменность, ранний возраст, игра, мнемотехника

Аннотация

В последние годы наблюдается устойчивый рост интереса к изучению китайского языка, начиная с раннего возраста. Однако процесс его изучения на начальных этапах сопряжен со многими сложностями, одна из которых связана с заучиванием изобразительного элемента - иероглифа. Актуальность настоящего исследования обусловлена относительной малоизученностью вопросов методики обучения иероглифической письменности дошкольников и младших школьников. Целью работы является создание продуктивной системы обучения китайской иероглифике детей в раннем возрасте на начальном этапе изучения языка. В данной статье рассматриваются трудности, возникающие при изучении китайской письменности, особенности изучения иероглифического письма дошкольниками и младшими школьниками, предлагаются некоторые способы обучения иероглифике данной возрастной категории, способствующие качественному усвоению материала и комплексному развитию всех языковых навыков. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы. В связи с многоаспектностью китайского языка, отличающей его от европейских языков, изучение иероглифики на занятиях отходит на второй план, уступая место развитию навыков устной речи. Однако, даже в ограниченных условиях, учителю необходимо заложить обучающимся основы постановки графических навыков, этимологического и структурного анализа иероглифов, опираясь на игровые формы подачи информации. Обучение иероглифической письменности детей в раннем возрасте представляет собой сложный процесс, связанный, с одной стороны, с характерными особенностями китайского языка, а, с другой, с психоэмоциональными свойствами детей данной возрастной категории. Для решения вопросов, возникающих в процессе обучения, предложен ряд методов, способствующих более глубокому усвоению иероглифического материала в раннем возрасте. Для повышения мотивации к изучению учителю необходимо, с учетом конкретной ситуации, сочетать различные подходы к обучению иероглифической письменности. Дальнейшее детальное обсуждение с преподавателями китайского языка, а также разработка методических пособий и рекомендаций как для дошкольников, так и для начальных классов школы крайне важны для создания комплексной, эффективной системы занятий иероглификой с детьми в раннем возрасте.

Литература

1. Вронская И. В. Методика обучения дошкольников английскому языку в различных видах речевой деятельности: дисс. … канд. пед. наук. СПб., 1999.
2. Гальскова Н. Д., Глухарева Е. А. Немецкий язык в детском саду. М.: Просвещение, 1993.
3. Негневицкая Е. И., Никитенко З. Н., Ленская Е. А. Обучение английскому языку детей 6 лет в первом классе. М.: Новая школа, 1993.
4. Тарасюк Н. А. Иностранный язык для дошкольников: Уроки общения (на примере английского языка). 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2000.
5. Леонтьев A. A. Раннее обучение иностранному языку: Что нас всех объединяет? // Русский язык за рубежом. 1985. N 4. С. 50-53.
6. Протасова Е. Ю. Дошкольный возраст: Язык и культура // Дошкольное воспитание. 1997. N 9. С. 89-92.
7. Карапетьянц А. М., Тань А. Учебник китайского языка: новый практический курс. М.: Восточная литература, 2003.
8. Масловец О. А. Методика обучения китайскому языку в средней школе: уч. пособие. М.: Восточная книга, 2012.
9. Аликберова А. Р., Глушкова С. Ю., Замилова Р. В., Усманова И. Р. Методическое пособие для учителей китайского языка. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017.
10. Xuéqián yǔwén miáohóng běn. Hànzì. 1/ Yú fēi yú biān. (Иероглифические листы рукописного ввода для дошкольников. 1.) Chéngdū: Sìchuān kēxué jìshù chūbǎn shè, 2018.
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
12. Миронова К. В. Программа обучения дошкольников китайскому языку и культуре Китая. 3-е изд. М.: Издательский дом ВКН, 2020.
13. Арекеева Ю. Е. Игровой метод как средство запоминания иероглифов на начальных этапах изучения китайского языка // Моя профессиональная карьера. 2019. Т. 4. Вып. 7. С. 241-246.
14. Ружицкая Е. Д., Шмарова Ж. В. Использование технологии мнемотехники при запоминании китайских иероглифов // Филологическое образование и современный мир: материалы XIV всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Чита: Изд-во Забайкальского гос. ун-та, 2018. С. 117-119.
15. Зиганов М. А., Козаренко В. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. М.: Школа рационального чтения, 2000.

Поступила в редакцию 2020-12-25
Опубликована 2020-12-25
Выпуск
Раздел
РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ И НАЦИОНАЛЬНЫМ ЯЗЫКАМ
Страницы
52-60

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.