ТРАНСФОРМАЦИИ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ В «ГИБРИДНОЙ» НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКЕ(НА МАТЕРИАЛЕ АМЕРИКАНСКОЙ И РУССКОЙ ПРОЗЫ XX ВЕКА)

  • Вячеслав Сергеевич Малых
    • Удмуртский государственный университет
Ключевые слова: «твердая» научная фантастика, волшебная сказка, «гибридная» фантастика, хоррор, конструкт, мотив, дискурс

Аннотация

В статье вводится и обосновывается понятие «гибридной» фантастики, совмещающей в себе научную фантастику и элементы литературы ужасов. В «гибридной» фантастике научно-фантастический антураж не является способом рационализации текста, но, напротив, подменяется мотивами сверхъестественного ужаса. «Гибридная» фантастика, в отличие от «твердой», развивает мысль о непознаваемости мира, и если «твердая» научная фантастика описана достаточно хорошо, то в отношении ее «гибридного» варианта на сегодняшний день ощущается дефицит исследовательских работ, исходя из чего настоящее исследование можно считать одним из первых. На основании типологии, предложенной Е. М. Нееловым для описания связи волшебной сказки и «твердой» научной фантастики, осуществляется анализ «гибридной» фантастики, в которой научно-фантастические декорации служат проводником антирационального начала. Методология исследования предполагает совмещение структурно-описательного, типологического и компаративного методов. В качестве материала для изучения привлекается творчество таких российских и американских авторов, как Д. Глуховский, С. Лукьяненко, Дж. Р. Р. Мартин, С. Кинг, К. Маккарти, Г. Ф. Лавкрафт и др. Цель статьи - выявить и описать трансформации сказочного дискурса, влияющие на жанровый переход произведений исследуемых авторов из области «твердой» научной фантастики в область «гибридной» (с значительной примесью литературы ужасов). Тексты рассматриваются с трех точек зрения: с точки зрения системы персонажей, структуры пространства и направленности времени. Делается вывод, что в каждом из рассматриваемых «гибридных» произведений типологическая модель волшебной сказки была искажена, переосмыслена или разрушена, причем именно аберрация сказочного мотива является основным инструментом жанровой трансформации, переходом произведения из разряда «твердой» научной фантастики в область её гибридных форм. Так, традиционная для сказки и научной фантастики борьба супергероя с суперзлодеем подменятся психологизацией конфликта и крайним усложнением метафизики добра и зла. Кроме того, четко организованное пространство сказки и научной фантастики, деление на «свое» и «чужое», а также мифологема границы в «гибридной» фантастике смешиваются и утрачивают однозначность. Помимо этого, научно-фантастическое и сказочное время в «гибридной» фантастике перестает существовать, уступая место трагическому безвременью хаоса и кошмара. Таким образом, «гибридные» произведения, изнутри разрушая каноны «твердой» научной фантастики, одновременно разрушают и глубинные конструкты волшебной сказки.

Литература

1. McCarthy C. The Road. New York: Picador, 2019.
2. Westfahl G. Hard Science Fiction // A Companion to Science Fiction. Malden: Blackwell Pub., 2008. P. 195-198.
3. Глуховский Д. Метро 2033. М.: АСТ, 2015.
4. Дилов Л. Несколько слов о фантастике.. // Нева. 1975. N 7. С. 91.
5. Желязны Р. Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя (Перевод О. Самсоновой и А. Басина), 1987. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dshorin.com/liter/zilazny2.html.
6. Кинг С. Кэрри. М.: АСТ, 2019.
7. Кинг С. Темная Башня. М.: АСТ, 2005.
8. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века. М: Высшая школа, 2008.
9. Криспин Э. Чужой. Воскрешение. М.: АСТ, 2019.
10. Лавкрафт Г. Зов Ктулху. М.: АСТ, 2016.
11. Лавкрафт Г. Ф., Стерлинг К. В стенах Эрикса // Реаниматор. Антология. Минск: ЭксКИЗ, 1992. С. 182-205.
12. Легенды / Сост. Силверберг Р. М.: АСТ, 1999.
13. Лукьяненко С. Звездная тень. М.: АСТ, 2018.
14. Лукьяненко С. Книга гор: Рыцари Сорока островов. Лорд с планеты Земля. Мальчик и Тьма. М.: АСТ, 2015.
15. Мартин Дж. Ретроспектива I: Башня из пепла. М.: Эксмо, СПб.: Домино, 2005.
16. Мартин Дж. Шторм в Гавани Ветров. Летящие сквозь ночь. М.: АСТ, 2001.
17. Неелов Е. М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1986.
18. Ревич В. А. Не быль, но и не выдумка (Фантастика в русской дореволюционной литературе). М.: Знание, 1979.
19. Скворцов В. В. Фантастика. Вопрос терминологического перевода // Дискуссия. 2014. N 6 (47). С. 132-136. 107
20. Стругацкий А., Стругацкий Б. Улитка на склоне. М.: АСТ, 2015.
21. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998.
22. Чернышева Т. А. Научная фантастика и современное мифотворчество // Фантастика-72. М., 1972. С. 288-301.
23. Чернышева Т. А. О старой сказке и новейшей фантастике // Вопросы литературы. 1977. N 1. С. 229-248.
24. Чернышева Т. А. Природа фантастики. Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 1985.
25. Шелли М. Франкенштейн или Современный Прометей. М.: Азбука-классика, 2016.

Поступила в редакцию 2020-12-25
Опубликована 2020-12-25
Выпуск
Раздел
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС В КОНТЕКСТЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И МНОГОЯЗЫЧИЯ
Страницы
99-109

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.