ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СРЕДНИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Татьяна Евгеньевна Савченко
    • Пражский экономический университет
    • Университет им. Масарика
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, русский язык как иностранный, полуструктурированное интервью, наблюдение, поэтический текст, чешские обучающиеся средних общеобразовательных учреждений

Аннотация

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся является основной задачей при обучении иностранному языку. Многие отечественные и зарубежные исследователи отмечали, что использование поэтических текстов на уроках по иностранному языку способствует формированию речевых умений аудирования, чтения, письма и говорения. Проводимое нами исследование посвящено проблематике использования поэтических текстов на уроках русского языка в средних образовательных учреждениях Чешской Республики. В настоящей статье приводятся результаты пилотажного исследования, проведенного в апреле-октябре 2021 г. Его целью была проверка правильности выбора полуструктурированного интервью и наблюдения в качестве методов сбора данных для проводимого диссертационного исследования. Пилотажное исследование состояло из проведения и анализа полуструктурированного интервью с учителем одного из средних образовательных учреждений Чешской Республики, а также проведения и последующего анализа наблюдения пяти уроков учителя, с которым проводилось интервью. Для наблюдения выбирались уроки, в ходе которых были использованы поэтические тексты. В результате было выяснено, что выбор таких методов сбора данных, как полуструктурированное интервью и наблюдение, научно обоснован. Данные методы ведут к получению данных, релевантных для исследования проблематики использования поэтических текстов для развития коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в средних образовательных учреждениях Чешской Республики. Проведенное интервью с учителем русского языка как иностранного и наблюдение его уроков с использованием поэтических текстов позволили сделать вывод, что включение поэтических текстов в уроки русского языка создает условия для развития монологической и диалогической речи учащихся, помогает развивать речевые умения аудирования и чтения, расширять словарный 105 запас учащихся. Поэтические тексты на уроках русского языка как иностранного дают возможность в творческой форме работать с различными грамматическими и фонетических явлениями, они также являются одним из способов, как познакомить учащихся с культурой России. На частоту включения поэтических текстов в структуру урока оказывают влияние такие факторы, как учебная программа, используемый на уроке учебно-методический комплекс, особенности класса и количество часов, выделенных на русский язык.

Литература

1. Píšová M., Kostková K. Didaktika cizích jazyků // Oborové didaktiky: vývoj - stav - perspektivy. Brno: Masarykova univerzita, 2015. P. 67-87
2. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. Cambridge, Mass.: M.I.T. Press, 1965
3. Hymes D. H. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin Books, 1972. P. 269-293
4. Canale M., Swain M. A Theoretical Framework for Communicative Competence // The Construct Validation of Test of Communicative Competence. Washington D. C.: Georgetown University, 1981. Р. 1-47
5. Van Ek J. Objectives for Foreign Language Learning. Strasbourg: Council of Europe, 1987
6. Bachman L. Fundamental Considerations in Language Testing. Oxford: Oxford University Press, 1990
7. Byram M. Teaching and Assessing Intercultural Communicative Competence. Clevedon: Multilingual Matters, 1997
8. Usó-Juan E., Martínez-Flor A. Approaches to Language Learning and Teaching: Towards Acquiring Communicative Competence through the Four Skills // Current Trends in the Development and Teaching of the Four Language Skills. Berlin: Mouton de Gruyter, 2006
9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. М.: МГЛУ, 2003
10. Šebestová S. Příležitosti k rozvíjení řečových dovedností ve výuce anglického jazyka: videostudie. Brno: Masarykova univerzita, 2014
11. Kyloušková H. Jak využít literární text ve výuce cizích jazyků. Brno: Masarykova univerzita, 2007
12. Kumaravadivelu B. Understanding Language Teaching: From Method to Postmethod. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 2006
13. Skopečková E. Literární text ve výuce anglického jazyka. Specifické aspekty didaktiky anglicky psané literatury ve výuce anglického jazyka v kontextu současných proměn česk vzdělávací soustavy. Plzen, 2010
14. Divišová L. Konkrétní poezie v literární komunikaci ve výuce cizího jazyka. Praha, 2015
15. Риске И. Э. Формирование социокультурной компетенции у учащихся старшей ступени обучения на материале англоязычной поэзии: автореф. дис. … канд. пед. наук. СанктПетербург, 2000
16. Жданова Л. Р. Методика работы над поэтическими текстами в старших классах лицеев и гимназий: Немецкий язык: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2003
17. Аристова Е. А. Формирование фонетических и фонационных навыков иноязычной устной речевой деятельности у студентов неязыкового вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005
18. Романенкова О. А. Методика обучения простому предложению русского языка студентов национального (мордовского) отделения на основе поэтического текста: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2005
19. Иванов А. А. Совершенствование английской разговорной речи на основе аутентичных песенных произведений: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006
20. Логинова Е. В. Формирование диалогизированной социокультурной компетенции на материале аутентичных песен при обучении французскому языку: автореф. дис. … канд. пед. наук. Томск, 2006
21. Макковеева Ю. А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вузов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности: английский язык как второй иностранный: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2007
22. Максимова О. В. Лингвокультурологический потенциал русской авторской песни в практике преподавания русского языка как иностранного: автореф. дис. … канд. пед. наук. СанктПетербург, 2008
23. Kocaman O. The Effects of Songs on Foreign Language Vocabulary Acquisition // ICLEL 2016 Conference Proceedings Book, 2016. Р. 1-126
24. Ценя А. Методика формирования и совершенствования слухопроизносительных навыков румынских учащихся на основе русских песен (уровень B1): автореф. дис. … канд. пед. наук. Мoсква, 2017
25. Сорокина Н. В. Кейс-стади как метод педагогического исследования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2011. Р. 7-11
26. Браймен А. Интервью в качественных исследованиях // Социология власти, 2007. Р. 15-32
27. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Москва, 2001
28. Miles M. B., Huberman M. A., Saldaña J. Qualitative Data Analysis: A Methods Sourcebook. London: Sage, 2014
29. Švaříček R., Šeďová K. Kvalitativní výzkum v pedagogických vědách. Praha: Portál, 2007
Поступила в редакцию 2022-11-07
Опубликована 2022-12-28
Выпуск
Раздел
IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы
105-114

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.