СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МНОГОЯЗЫЧИЯ

  • Наталья Валерьевна Шульдешова
    • Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева (г. Орел, Россия)
Ключевые слова: синергия, синергетический подход, образовательная практика многоязычия, педагогическое саморазвитие, сотрудничество

Аннотация

В данной статье раскрыто понятие «синергия», продемонстрирован синергетический подход в образовательной среде многоязычия, обоснована актуальность этого подхода с педагогической и прикладной точек зрения, предложены методы его применения в образовании. В результате анализа заявленной темы автор приходит к выводу о том, что синергетика получила большое распространение как новое научное направление, связанное с объединением процессов, дающих качественный результат по отдельности и приумножающих показатель при их совместном использовании в образовательной среде многоязычия. В этой ситуации мультилингвальное образование основано на отказе от авторитарного стиля обучения, поэтому важнейшей задачей педагогов является мотивирование обучающихся к познавательной активности, постоянному самообучению, раскрытию потенциальных способностей и поиску путей саморазвития. Синергия позволяет обучающимся внедряться в процесс обучения совместно и по отдельности: как с помощью преподавателей, тьюторов, которые могут поделиться своими знаниями и опытом, так и с помощью других обучающихся, которые могут разъяснить возникающие вопросы. Благодаря этому уверенность в себе студентов, выступающих в роли будущих полиглотов, увеличивается в многоязычной образовательной среде; они понимают, что могут легко понять и объяснить другим трудные темы. В результате, синергетический подход в образовании демонстрирует отказ от тотального контроля за обучаемыми и дает большую свободу обучающимся, производя обязательное изменение образовательного процесса.

Литература

1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: Новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006.
2. Аванесов В.С. Модернизация образования в России: Ключевые проблемы и пути их решения // Россия: Тенденции и перспективы развития. 2017. № 12-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-obrazovaniya-v-rossii-klyuchevye-problemy-i-puti-ih-resheniya.
3. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании. 3-е изд-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.
4. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004.
5. Гвоздева А.В., Хтун Хтун Наинг. Синергетический подход к методам обучения // Ученые записки. 2015. № 1 (33). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/sinergeticheskiy-podhod-k-metodam-obucheniya.
6. Коротаева Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий. М.: Юрайт, 2019.
7. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем // Открытое образование. 2013. № 6. С. 16-24.
8. Курейчик В.М., Писаренко В.И. Синергетический подход в инновационном образовании // Открытое образование. 2007. № 3. С. 20-29.
9. Синергетика и методы науки. СПб.: Наука, 1998.
10. Синергетика и психология: Тексты. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997. № 1.
11. Синергетика. Труды семинара. Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: Идеи, подходы и перспективы». М.: Изд-во МГУ, 2000. Т. 3.
12. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.
Поступила в редакцию 2023-01-21
Опубликована 2023-03-29
Раздел
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МНОГОЯЗЫЧИЯ
Страницы
19-24

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.