КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ВИДЕОБЛОГА КАК ЖАНРА ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА

  • Татьяна Рудольфовна Копылова
    • Удмуртский государственный университет (г. Ижевск, Россия)
  • Светлана Сергеевна Иванова
    • Удмуртский государственный университет (г. Ижевск, Россия)
Ключевые слова: коммуникация, лингвопрагматика, интернет-дискурс, жанр, видеоблог, естественно-научный блог

Аннотация

Статья посвящена анализу видеоблога как жанра интернет-коммуникации. Целью данного исследования является выявление коммуникативно-прагматических параметров естественно-научного видеоблога. Актуальность работы определяется, во-первых, особенностями интернет-дискурса как активного жанрово-порождающего пространства, во-вторых, интенсивным распространением видеоблога - современного креолизованного текста, в-третьих, недостаточностью научного описания данного коммуникативно-дискурсивного феномена. Использованы различные методы исследования, в качестве базовых - комплексное лингвистическое описание, включающее приемы обобщения, интерпретации, классификации языковых фактов, и лингвопрагматический подход к анализу речевых явлений. В статье рассматриваются особенности интернет-дискурса, выделяется жанровая специфика блога, в частности контента, представленного в видеоформате, определяется видеоблог как жанр. Материалом исследования послужили креолизованные тексты видеоблога «SuperCrastan» Даниила Крастера, опубликованные на канале «Youtube» (всего 52 единицы, собранные за 2022 год). В ходе анализа данных текстов выявляются коммуникативно-прагматические параметры естественно-научного видеоблога на различных уровнях: медийном, композиционно-семантическом, лингвопрагматическом. Так, на медийном уровне текст видеоблога рассмотрен с точки зрения степени креолизации, тематической доминанты, способа передачи и создания контента, структурирования: мультимедийности, гипертекстуальности, интерактивности, синхронности / асинхронности общения с адресатом. На композиционно-семантическом уровне названы основные типы контента канала, отмечена тенденция к контаминации типов. На лингвопрагматическом уровне проанализированы интенции общения, стратегии и тактики их реализации, речевые особенности воздействия на адресата на фонетико-графическом, лексическом, грамматическом уровнях. Основным результатом исследования считаем комплексное описание коммуникативно-прагматических параметров естественно-научного видеоблога, что способствует развитию теории интернет-дискурса в целом, его жанровой составляющей в частности.

Литература

1. Абросимова Е.Е. Видеоблогосфера: Построение онтологии предметной области // Дискурс. 2017. № 8 (10). С. 66-75.
2. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского университета: Российская и зарубежная филология. 2012. № 4 (20). С. 125-131.
3. Блох М.Я., Молчанова Е.С. Метафоры и сравнения в жанрах интернет-дискурса // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 3. С. 6-14.
4. Вайлер К., Маурер Р.И. Сетевые СМИ - другая журналистика? Зальцбург: Изд-во Зальцбургск. ун-та. 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/ jour/theorie/online/webjour.shtml.
5. Галичкина Е.Н. Интернет-дискурс: Основные направления изучения и тенденции развития // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. С. 94-101.
6. Грибовод Е.Г. Интернет-дискурс // Дискурс-Пи. 2013. С. 118-119.
7. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: Системный подход к изучению языка СМИ: Современная английская медиаречь. М.: Флинта, Наука, 2008. С. 257-261.
8. Корабельская В.В. Роль видеоблога в современной интернет-коммуникации // Хроноэкономика. 2020. № 4 (25). С. 63-70.
9. Латипова А.Л. Лингвистические особенности языка интернет-дискурса // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. С. 159-163.
10. Левченко М.Н., Изгаршева А.В. Креолизованный текст в системе «Интернет» // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 200-216.
11. Лущиков В.А., Терских М.В. Жанрово-тематические и языковые особенности видеоблогов // Вестник Тамбовского университета. 2018. Т. 4. № 14. С. 57-75.
12. Селютин А.А. Жанровая специфика игровых видеоблогов // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2018. С. 139-144.
Поступила в редакцию 2023-01-31
Опубликована 2023-03-29
Раздел
II. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Страницы
32-38

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.