КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

  • Альбина Николаевна Утехина
    • Удмуртский государственный университет
Ключевые слова: культурно-языковое развитие, игровая деятельность, культурно-историческая концепция, развитие умственных действий, дидактическое пространство

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы культурно-языкового развития детей в процессе раннего обучения иностранному языку (ИЯ) и предлагается опыт взаимодействия теории и практики их познавательно-интеллектуального развития. Обосновывается необходимость совершенствования раннего языкового образования на социально-педагогическом, научно-теоретическом и научно-методическом уровнях. Аргументируется направленность на углубленное изучение классической теории о психофизиологических особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста. Взяв за основу культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и заложенный в ней деятельностный подход Д.Б. Эльконина, мы определяем необходимость создания дидактического пространства при обеспечении широкой игровой основы как основного источника предметной, игровой и речевой деятельности ребенка при усвоении культурно-языкового материала. Дидактическая организация включает определение цели, принципов, требований к отбору содержания и разработку современной технологии раннего развивающего обучения иностранному языку. С опорой на группу учебно-игровых методов М.В. Кларина, модифицируется практико-ориентированное и научно обоснованное языковое развитие детей, описываются стадии работы с детьми над языковым материалом (презентация, осмысление содержания, включение в речевую деятельность, обсуждение урока с детьми), включающие как дидактическое обоснование, так и реакцию самого ребенка на свою учебную деятельность. В групповой игровой деятельности ребенок учится самостоятельно думать, чувствовать и действовать; находить взаимопонимание с ровесниками и учителем; критиковать себя за ошибочные действия; защищать результаты своей работы (рассказывать, описывать, объяснять, рисовать, подбирать иллюстративный материал). В заключение даются результаты овладения детьми культурно-языковыми знаниями и предлагается современное видение языкового развития детей в рамках раннего обучения иностранному языку.

Литература

1. Зеленина Т.И., Маратканова Л.И. Веселый французский: учеб. пособие для детей. 2-е изд., испр. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2017.
2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
3. Масиас Морено М.В., Зеленина Т.И., Ильина Ю.Н., Белова Т.И. Веселый испанский [Español alegre]: учеб. пособие для детей. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2019.
4. Утехина А.Н., Буторина Н.В., Лаптева О.А., Маратканова Л.И. Веселый английский: учеб. пособие / ред. Н.М. Шутова, Т.И. Зеленина. 2-е изд., переработ. и доп. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2017.
5. Утехина А.Н. Веселый немецкий. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1998.
6. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика. 3-е изд., испр. М.: Флинта: Наука, 2013. С. 83-99.
7. Утехина А.Н. Ребенок. Язык. Интеллект. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2017. С. 44-45.
8. Утехина А.Н. Речевые игры в раннем языковом образовании: Игровые упражнения с иностранным словом: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2001.
9. Утехина А.Н. Теоретико-методологические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования: дис. … д-ра пед. наук. Ижевск, 2000.
10. Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: Психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2. С. 25-45.
11. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 136-156.
Поступила в редакцию 2023-03-26
Опубликована 2023-06-22
Раздел
I. ОТ РАННЕГО КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО ВОСПИТАНИЯ К МНОГОЯЗЫЧИЮ
Страницы
118-128

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.