МЕТОДИКА ОДНОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ТРЕМ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ (по МАТЕРИАЛАМ авторского КУРСА Я.Р. ХАЙДАРОВА)

  • Альбина Николаевна Утехина
    • Удмуртский государственный университет
Ключевые слова: целевые ориентации, концепция, лингводидактика, психолингвистика, наукоемкие технологии, кейс-задания, кластер

Аннотация

В статье обосновывается актуальность владения специалистами во всех областях российской науки и техники несколькими иностранными языками. Лингводидактика всегда констатировала связь развития культурно-языкового образования с политическими, социально-экономическими и историческими изменениями, происходящими в мире. Учеными выделены целевые ориентации и ценностно-смысловая направленность современных лингводидактических концепций: когнитивно-ориентированная, деятельностная, личностно-ориентированная и интеллектуально-развивающая. В статье раскрывается содержание указанных методологических положений, актуализируемое в соответствии с требованиями ФГОС, развивающее культурно-языковой потенциал на современном этапе. В частности, представляется необходимым анализ предлагаемого Я.Р. Хайдаровым авторского курса одновременного обучения трем языкам романской группы: французскому, итальянскому, испанскому. В соответствии с дидактическими законами данный лингвистически грамотно выстроенный языковой материал предполагает определение основных принципов обучения: принцип личностно-ориентированного обучения и общения учителя и учеников, принцип активизации резервных возможностей учеников и учителя, принцип коммуникативной ситуативности. Описывается предлагаемая нами технология одновременного обучения нескольким иностранным языкам, реализуемая поэтапно через совокупность методов, обогащенных практиками, разработанными и апробированными в диссертационных исследованиях учеными нашей научной школы: предварительная фонетическая отработка новых звуков и слов, презентация нового текста, осмысление текста учениками, включение в практику речи, рефлексия. Реализация данной технологии позволяет предложить схему разработки методики одновременного обучения нескольким иностранным языкам: обоснование актуальности темы, определение методологических положений, в соответствии с которыми выстраивается дидактическая схема основ, принципы реализации содержания обучения трем иностранным языкам и описание поэтапной технологии. Коммуникативная и информационная готовность - это не только возможность осуществлять социально-коммуникативное взаимодействие с представителями других стран, но и извлекать необходимую иноязычную информацию как ресурс ответа на современные вызовы изменяющегося мира.

Литература

1. Интенсивное обучение иностранным языкам сегодня. М.: Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 1997.
2. Китайгородская Г.А. Психолого-педагогические принципы метода активизации резервных возможностей обучаемого // Активизация учебной деятельности: сб. ст. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 5-17.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
4. Утехина А.Н. и др. Программа межкультурного воспитания молодежи в полиэтническом регионе. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2007.
5. Утехина А.Н. Информатизация образовательного пространства как фактор обогащения программно-дидактического обеспечения межкультурного образования // Межкультурная дидактика в информационном образовательном пространстве. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2019. С. 7-30.
6. Утехина А.Н. Межкультурная дидактика. М: Флинта: Наука, 2011.
7. Утехина А.Н., Тройникова Е.В., Маханькова Н.В. и др. Межкультурная дидактика в информационном образовательном пространстве. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет, 2019.
8. Хайдаров Я.Р. Беседуем на трех языках. Тексты и диалоги: учеб. пособие для развития навыков разговорной речи на французском, итальянском и испанском языках. Кемерово, 2020.
9. Хайдаров Я.Р. Изучаем три языка одновременно. Начальный курс: Français, Italiano, Español: учеб. пособие. М: Флинта: Наука, 2016.
Поступила в редакцию 2023-03-29
Опубликована 2023-06-22
Раздел
I. ОТ РАННЕГО КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО ВОСПИТАНИЯ К МНОГОЯЗЫЧИЮ
Страницы
129-137

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.