МНОГОЯЗЫЧИЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВУЗА

  • Елена Николаевна Макарова
    • Уральский государственный экономический университет
Ключевые слова: интернационализация вузов, многоязычие, межкультурная коммуникация, иностранные студенты, высшая школа, иностранный язык

Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье темы определяется продолжающейся интернационализацией российских вузов и необходимостью решения проблем межъязыкового и межкультурного взаимодействия, возникающих в многоязычном и поликультурном академическом пространстве. Готовность иностранных и российских студентов к эффективной межъязыковой и межкультурной коммуникации обусловлена как знанием иностранных языков, так и знакомством с особенностями чужой культуры. Цель исследования состоит в изучении восприятия российскими студентами-менеджерами специфики многонациональной образовательной среды экономического вуза, а также в анализе интенсивности их межъязыкового взаимодействия и затрудняющих его факторов. В ходе работы были использованы методы анкетирования, интервьюирования, количественной и качественной обработки данных. Полученные результаты подтверждают востребованность и необходимость развития у студентов межкультурной и иноязычной коммуникативной компетенции и позволяют лучше понять особенности мультикультурного взаимодействия в академической среде. 48% респондентов считают знание иностранного языка необходимым для продуктивного взаимодействия между российскими и иностранными учащимися, что косвенно подтверждает трудность межъязыкового общения с иностранцами на русском языке. Лишь 28% опрошенных считают важным знание различий в культурных ценностях для взаимопонимания между представителями разных культур. Выяснено, что, по мнению студентов, одним из эффективных средств совершенствования иноязычной коммуникативной и межкультурной компетенции является вовлечение российских и иностранных студентов в совместную аудиторную и внеаудиторную деятельность, а также их неформальное общение. Подчеркивается ведущая роль университетских кафедр иностранных языков в решении вопросов, касающихся интернационализации университета. Анализ восприятия российскими студентами экономического вуза межъязыкового и межкультурного пространства российского вуза ранее не проводился. Полученные результаты имеют практическую значимость и могут быть использованы при разработке стратегии по успешной адаптации иностранных студентов в академической среде университетов Российской Федерации.

Литература

1. Акимова О.А., Адольф В.А. Особенности формирования готовности к межкультурной коммуникации иностранных студентов в процессе обучения русскому языку // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 48-52.
2. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Жук О.Л. Ресурсы диалогового образовательного пространства как основа организации поликультурного образования // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 3. С. 29-49.
3. Беляева Е.Г. Преподавание специальных дисциплин на языке-посреднике: переключение кодов или смешение кодов? // Многоязычие в образовательном пространстве. 2021. Т. 13. С. 9-22.
4. Долгова В.И., Скоробренко И.А. Межкультурный тренинг как средство решения психолого-педагогической проблемы готовности личности к межкультурной коммуникации // Проблемы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 523-539.
5. Елисеева Е.С. Межнациональные конфликты в студенческой среде // Форум молодежной науки. 2020. Т. 1. № 6. С. 25-30.
6. Казаков А.В. Изучение опыта организации учебно-воспитательного процесса в мультикультурном пространстве вуза: Результаты экспериментального исследования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 99-102.
7. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. № 1. С. 129-138.
8. Копусь Т.Л., Климова И.И. Онлайн-курс как инструмент внутренней интернационализации российского высшего образования // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С. 207-215.
9. Левченко В.В., Агрикова Е.В., Упирова В.Г. Деятельность преподавателей высших учебных заведений в контексте интернационализации образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 497-508.
10. Макарова Е.Н., Гончарова Н.А. Написание научной статьи как средство повышения мотивации к изучению профессионального иностранного языка // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 77-88.
11. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. № 2. С. 149-166.
12. Радченко С.С., Удинцева А.С. Русский язык как доминанта мультикультурного сообщества // Фестиваль науки и технологий. Волгоград, 2021. Вып. 2. С. 226-231.
13. Сатретдинова А.Х., Пенская З.П. Межкультурное образование в контексте обучения русскому языку как иностранному // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (155). С. 99-103.
14. Сергеева Ю.М. Конвергенция профессионального и лингвистического образования в высшей школе (на примере образовательной программы «Профессиональная коммуникация в кросскультурной среде») // Преподаватель ХХI век. 2019. № 3-1. С. 103-112.
15. Скаковская Н.В., Вторушин Н.А., Погукаева А.В. Толерантность студентов российских университетов как условие существования и отчуждения личности в мультикультурном мире // Векторы благополучия: Экономика и социум. 2021. № 2 (41). С. 169-178.
16. Топоркова О.В. О содержании программ высшего технического образования: Современные тенденции (обзор) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 153-167.
17. Харламова Н.С., Фролова И.Ю. Качество обучения как основная стратегия профессионально ориентированного изучения иностранных языков (социально-политические науки) // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2019. № 2 (831). C. 25-34.
18. Alaei M.M., Nosrati F. Research into EFL Teachers’ Intercultural Communicative Competence and Intercultural Sensitivity // Journal of Intercultural Communication Research. 2018. Vol. 47 (2). P. 1-14.
19. Brown J.C., Daly A.J. Exploring the Interactions and Attitudes of International and Domestic Students in a New Zealand Tertiary Institution. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eprints.utas.edu.au/6733/1/Hawaii_Justine.pdf.
20. Deuchar A. The Problem with International Students’ ‘Experiences’ and the Promise of their Practices: Reanimating Research about International Students in Higher Education // British Educational Research Journal. 2022. Vol. 48 (3). P. 504-518.
21. Eliyahu-Levi D., Michal G.-M. Designing Pedagogical Practices for Teaching in Educational Spaces Culturally and Linguistically Diverse // Journal of New Approaches in Educational Research. 2020. Vol. 9 (1). P. 74-90.
22. Ndaipa C.J., Edström K., Geschwind L. Internationalisation of Higher Education Institutions in Mozambique: Exploring the Rationales, Strategies and Challenges // Journal of Studies in International EducationOnlineFirst. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://journals.sagepub.com/doi/epub/10.1177/10283153221093126.
23. Oranga J., Nyakundi E., Obuba E. Is Internationalization of Higher Education the Way to Go? // Journal of Research Innovation and Implications in Education. 2020. Vol. 4 (3). P. 133-144.
24. Sanders J.S. National Internationalisation of Higher Education Policy in Singapore and Japan: Context and Competition // Compare: A Journal of Comparative and International Education. 2019. Vol. 49 (3). P. 413-429.
25. Tamrat W. Internationalization of Ethiopian Higher Education Institutions: Manifestations of a Nascent System // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22 (5). P. 434- 453.
26. Ward C. The Impact of International Students on Domestic Students and Host Institutions. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.educationcounts.govt.nz/publications/international/the_impact_of_international_students_on_domestic_students_and_host_institutions.
27. Yanto M., Warsah I., Morganna R., Muttaqin I., Destriani D. Intercultural Sensitivity of Educational Management Students as the Future’s Educational Leaders in Indonesia // International Journal of Sociology of Education. 2022. Vol. 11 (3). P. 263-290.
28. Yefanova D.N., Montgomery M.L., Woodruff G.A., Johnstone C.J., Kappler B. Instructional Practices Facilitating Cross-National Interactions in the Undergraduate Classroom // Journal of International Students. 2018. Vol. 7 (3). P. 786-805.
29. Zelenkova A.I., Hanesová D. Intercultural Competence of University Teachers: a Challenge of Internationalization // Journal of Language and Cultural Education. 2019. Vol. 7. P. 1-18.
Поступила в редакцию 2023-04-14
Опубликована 2023-06-22
Раздел
II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МНОГОЯЗЫЧИЯ
Страницы
146-155

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.