ПРИНЦИПЫ СОИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВЫХ СИСТЕМ: КИТАЙСКОЙ, РУССКОЙ, АНГЛИЙСКОЙ

  • Екатерина Валентиновна Тройникова
    • Удмуртский государственный университет
  • Алексей Алексеевич Драгунов
    • Удмуртский государственный университет
Ключевые слова: межкультурное образование, лингводидактика, культурно-языковая система, принципы соизучения языков и культур

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности организации процесса соизучения языков и культур. Определяется актуальность организации данного процесса в языковом вузе. Предпринята попытка выделить и описать существующие в межкультурном языковом образовании типологии принципов соизучения языков и культур. Приводится обзор наиболее известных, востребованных, дидактически целесообразных и функциональных типологий принципов соизучения языков и культур, разработанных отечественными специалистами по лингводидактике. В концептуальном плане данные принципы образуют мета-дидактические стратегии организации процесса соизучения родного и иностранных языков и культур. Краткий анализ некоторых принципов позволил сделать вывод о необходимости их уточнения и дополнения в рамках процесса обучения студентов китайскому языку и китайской культуре во взаимосвязи с русской и английской культурно-языковыми системами. Новое осмысление существующих принципов соизучения языков и культур необходимо в силу объективных обстоятельств, связанных с существенными различиями в рассматриваемых языках и культурах. При этом, несмотря на имеющиеся различия данных языков и культур, выделяются возможные способы установления дидактического консенсуса между ними. Методическими доминантами в данной образовательной ситуации могут выступать принципы когнитивного диалога, активного понимания, информационного насыщения и диалогового позиционирования, способствующие оптимизации процесса соизучения студентами трех культурно-языковых систем. Представлены краткие рекомендации относительно организации учебного процесса в условиях включения предложенных принципов в межкультурный и межъязыковой контекст.

Литература

1. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). Обнинск: Титул, 2001.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2015.
3. Гурулева Т.Л. Теоретическая модель со-изучения языков и культур как составляющая поликультурной модели высшего языкового образования (на материале восточных языков и культур) // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 12. C. 51-74.
4. Драгунов А.А. Лингвистические аспекты изучения китайского языка как иностранного студентами на основе английского // L итоговая студенческая научная конференция УдГУ: материалы всерос. конф. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2022. С. 525-527.
5. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005.
6. Ли Шулунь. Особенности обучения китайскому языку на младших курсах российских гуманитарных вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 2. С. 191-196.
7. Рубец М.В. Влияние китайского языка на мышление и культуру его носителей // История философии. 2009. № 14. С. 111-122.
8. Сафонова В.В. Принципы междисциплинарного содружества в проектировании образовательного коммуникативного пространства в высшей школе // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 17-26.
9. Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Язык и культура. 2014. № 1 (25). С. 123-141.
10. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс. М.: АСТ: Астрель, 2008.
11. Тарева Е.Г. Межкультурный подход как образовательная инновация // Межкультурное образование в вузе: Лингводидактические стратегии и практики. СПб.: Нестор-История, 2020. С. 242-248.
12. Утехина А.Н. Межкультурная дидактика. М.: Флинта, 2017.
13. Утехина А.Н., Тройникова Е.В., Маханькова Н.В. и др. Межкультурная дидактика в информационном образовательном пространстве; под редакцией Е.В. Тройниковой. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2019.
14. Щепилова А.В. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному: Теоретические основы. Москва, 2003.
Поступила в редакцию 2023-03-27
Опубликована 2023-06-22
Раздел
II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА МНОГОЯЗЫЧИЯ
Страницы
156-163

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.