ВЛИЯНИЕ ПОЛУШАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ УНИВЕРСИТЕТА

  • Лидия Константиновна Мазунова
    • Уфимский университет науки и технологий
Ключевые слова: неокортекс, правое полушарие, левое полушарие, амбидекстр, доминантность в работе мозга, закон асимметрии в работе мозга

Аннотация

Известно, что левая половина неокортекса - речевая и, следовательно, с учетом закона асимметрии в работе мозга, более успешными должны быть праворукие студенты языкового факультета. Именно этот логический вывод поставлен под сомнение, проверен экспериментальным путем и полученные результаты изложены в статье. Цель данного исследования - установить взаимосвязь между функциональной специализацией неокортекса, право- /леворукостью и академической успеваемостью студентов-филологов, изучающих третий год иностранные языки в классическом университете. Предварительная гипотеза исследования состояла в том, что праворукие студенты с доминантным левым полушарием мозга, в котором, как известно, располагается речевой центр, активнее стимулирующий все речевые процессы, должны быть более успешными, чем леворукие студенты, не имеющие такого преимущества. Постановка цели и гипотеза определили содержательную структуру статьи, состоящую из обзора проблемы латеральной фенотипии, описания методик определения доминантности полушарной деятельности мозга, изложения результатов использования этих методик в диагностировании студентов и установления корреляции между академической успеваемостью студентов и обнаруженным их латеральным фенотипом. Познавательная деятельность является центральной функцией мозга, поэтому использование в образовательной сфере излагаемых здесь достижений нейронаук является неисчерпаемым источником совершенствования образовательных технологий, в чем и заключается актуальность данного исследования. Достижение цели через решение поставленных задач осуществлялось с помощью аналитико-синтетического и эмпирических методов - описания, объяснения, обобщения, а также эксперимента. В результате данного исследования не подтвердилась вышесформулированная гипотеза: леворукие студенты-филологи, у которых доминантное полушарие не является речевым, стимулирующим все речевые процессы, оказались в академическом плане по филологическим дисциплинам более успешными, чем праворукие студенты этого же потока обучения, что предполагает необходимость продолжения исследований.

Литература

1. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1971.
2. Брагина Н.Н. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981.
3. Будук-оол Л.К., Назын-оол М.В. Функциональная асимметрия мозга и обучение: Этнические особенности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/section?id=2684.
4. Бурлан Ю.И. Психологические тренинги и курсы онлайн. Системно-векторная психология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.yburlan.ru.
5. Ганзен В.А., Головей Л.А. К системному описанию онтогенеза человекa // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 1.
6. Двирский А.Е. Влияние наследственности и генотипических факторов на проявление леворукости // Функциональная адаптация и асимметрия человека. Москва, 1983. С. 84-86.
7. Драйден Г., Вос Джаннетт. Революция в образовании. Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 2003.
8. Додонова Н.А. Особенности переработки информации правым и левым полушарием мозга // Физиология человека. 1984. Т. 10. № 6. С. 959-964.
9. Естафьева Е. Почему амбидекстры хорошо владеют обеими руками и стоит ли этому учиться? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lifehacker.ru/pochemu-ambidekstry-xorosho-vladeyut-obeimi-rukami-i-stoit-li-etomu-uchitsya.
10. Леутин В.П. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука СО, 1988.
11. Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: Мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005.
12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Медицина, 1973.
13. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М.: Наука, 1974.
14. Маньковский Н.Б. Онтогенез и системная организация парных функций мозга (автокорреляционная модель) // Доклады АН СССР. 1984. № 4. С. 74-77.
15. Москвин В.А. Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии): автореф. дисс.. докт. психол. наук. Москва, 2002.
16. Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга / пер. с англ. Е. Виноградовой. М.: Изд-во «Э», 2017.
17. Обидина Т.Г. Межцентральные и фазовые отношения биопотенциалов головного мозга у детей 6-7 лет при действии непосредственных раздражителей // Высшая нервная деятельность. 1980. Т. 30. № 2. С. 242-250.
18. Полюхов А.М. Моторная асимметрия мозга в позднем онтогенезе // Физиология человека. 1982. Т. 8. № 1. С. 162-163.
19. Поляков В.М. О новой области использования нейропсихологического исследования в нейрохирургии // Проблемы нейротравмы и сосудистой патологии головного мозга. Иркутск, 1983. С. 161-165.
20. Поляков Л.И. Московичуте // Современные проблемы нейробиологии. Тбилиси, 1986. С. 329-330.
21. Психологическая диагностика: yчебник для вузов. / Под. ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2005.
22. Савельев С.В. Церебральный сортинг. М.: ВЕДИ, 2016.
23. Силина Е.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные различия. Пермь, 2005.
24. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологический анализ роли биогенных аминов в функциональной организации мозга человека // Современные проблемы нейробиологии. Тбилиси, 1986. С. 329-330.
25. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
26. Спрингер С. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М.: Просвещение, 1983.
27. Толкачев В.К. Роскошь системного самопознания: Основы системного психоанализа. СПб.: Академия системного мышления В.К. Толкачева, 2008.
28. Труш В.Д. О взаимоотношениях между полушариями в процессе онтогенетического становления функций // Проблемы нейрокибернетики. Механизмы функциональной межполушарной асимметрии мозга. Элиста, 1985. С. 11-20.
29. Ушаков Г.К. К проблеме функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга // Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: НИИ психиатрии, 1976. С. 33-35.
30. Ханнафорд К. Доминирующий фактор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sensint.ru/lib/khannaford-dominiruyushchiy-faktor.
31. Хомская Е.Д. Новый подход к нейропсихологической диагностике // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 12-17.
32. Broca Paul Pierre. Localisations des fonctions cerebrales. Siege de la faculte du langage articule // Bulletin de la Societe d’Anthropologie. 1863, tome IV. R. 200-208.
33. Bryson S. Procedural Constrains on Measurement of Laterality in Young Children // Neuropsychologia. 1980. Vol. 18. № 2. P. 243-246.
34. Cernacek J. Funkena asymetria l`udakenho mosgu // Bratisl. Lek. Sty. 1979. Vol. 72. № 4. P. 401-419.
35. Lennenberg E.H. Biological Foundations of Language. New York: Wiley, 1976.
36. Lewandowski L. Hemispheric Asymmetries in Children // Percept. and Mot. Skills. 1982. Vol. 54. № 3. Part 1. P. 1011-1019.
37. Merola J. Developmental Changes in Hemispheric Independence // Child. Dev. 1985. Vol. 56. № 5. P. 1184-1189.
38. Sperry R.W. The Great Cerebral Commissure. Scientific American. 1964. Vol. 210 (1). P. 42-52.
Поступила в редакцию 2023-03-09
Опубликована 2023-06-22
Раздел
III. ПРОБЛЕМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В ВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Страницы
164-174

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.