РАЗВИТИЕ МНОГОЯЗЫЧИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ПОЛИЯЗЫЧНЫЙ МАРАФОН «КЫЛГЕРӞЕТ» (НА ПРИМЕРЕ УДМУРТСКОГО, РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

  • Наталья Сергеевна Матвеева
    • БОУ УР «УГНГ им. Кузебая Герда»
  • Людмила Владимировна Фазлеева
    • БОУ УР «УГНГ им. Кузебая Герда»
  • Людмила Аркадьевна Юшкова
    • БОУ УР «УГНГ им. Кузебая Герда»
Ключевые слова: многоязычие, внеурочная деятельность, марафон, удмуртский, русский, английский языки

Аннотация

В статье описан образовательный проект как форма внеурочной деятельности, способствующий развитию творческих и познавательных способностей обучающихся начальной школы. Проект, в котором участвуют разные образовательные учреждения Удмуртской Республики, осуществляется по инициативе и на базе Удмуртской государственной национальной гимназии имени Кузебая Герда (г. Ижевск). Педагогический коллектив гимназии создает благоприятные условия для развития многоязычной личности. В учебные планы включены родные (удмуртский, русский) и иностранные (английский, немецкий) языки. Удмуртский язык изучается как родной и как второй язык после русского. Актуальность данной работы заключается в том, что обучение родным и иностранным языкам в билингвальной и полилингвальной аудитории является одной из приоритетных задач современной лингводидактики, направленной на создание национально-культурных условий в воспитательно-образовательном процессе. В качестве материала представлена реализация многолетнего проекта (2014-2023 гг.), носящего название «Полиязычный марафон «КылГерӟет» («Языковой узел»). Целью статьи является обобщение опыта по созданию и продвижению полиязычного марафона среди учащихся начальных школ Удмуртской Республики. Данный проект является интеллектуальной игровой технологией с использованием трех языков: удмуртского, русского и английского. Новизна исследования заключается в изложении результатов использования данного инновационного проекта. В статье применяется описательный метод исследования. Количество участников за период проведения марафона составило 551 человек, из них в первый год приняли участие 30 обучающихся гимназии имени Кузебая Герда (5,1 %), в 2023 г. их число увеличилось до 143 человек (26 %) от общего количества. В мероприятии принимали участие дети из разных образовательных учреждений республики. За годы проведения интеллектуального марафона разработана технология реализации мероприятия, созданы и апробированы креативные задания, способствующие интеллектуальному развитию детей на основе сравнения языков и направленные на формирование и развитие многоязычной личности в раннем языковом образовании.

Литература

1. Виноградова Д.С. Использование игр в изучении иностранного языка // Лингводидактические особенности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах: материалы II междунар. науч.-практ. конф, Москва, 25 апреля 2019 года. Москва: Канцлер, 2019. С. 42-47.
2. Иванцова Е.Э. Особенности раннего обучения иностранным языкам // Наука и образование: Новое время. 2021. № 3 (44). С. 16-23.
3. Калижанова А.Н. и др. Инновации и лидерство в иноязычном образовании. Караганды: РИО «Болашак-Баспа», 2017.
4. Махмудова А.Ж. Проблема формирования билингвизма и триглоссии. 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2012/08/27/proble ma-bilingvizma-i-triglossii.
5. Страны и народы. Энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://strany.clow. ru/information.
6. Тхагапсоев Х.Г. Двуязычие в условиях этнорегиона. Этнокультурная идентификация и расширение социализации (методологические аспекты) // Мир психологии. 2004. № 3. С. 52-61.
7. Утехина А.Н. Ребенок. Язык. Интеллект: монография / под ред. Т.И. Зелениной. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2017.
8. Утехина А.Н. Речевые игры в раннем языковом образовании: Игровые упражнения с иностранным словом: учебно-методическое пособие. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2001.
9. Утехина А.Н. Культурно-языковое развитие дошкольников и младших школьников в процессе обучения иностранному языку // Многоязычие в образовательном пространстве. 2023. Т. 15, вып. 2. С. 118-128.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
Поступила в редакцию 2023-07-14
Опубликована 2023-09-27
Раздел
I. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ КАК РЕСУРС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ
Страницы
233-242

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.