РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО УДМУРТСКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ОПЫТ ДОУ № 5 Г. АГРЫЗ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

  • Лилия Ильдусовна Хасанова
    • Удмуртский государственный университет
  • Светлана Ивановна Петрова
    • МБДОУ - детский сад № 5
Ключевые слова: полиэтнический регион, национально-региональный компонент, дошкольное образовательное учреждение, удмуртский язык и культура

Аннотация

В статье представлен опыт обучения удмуртскому языку детей 4-7 лет в рамках экспериментальной программы «Зарни Бугор» («Золотой клубок») на базе дошкольного учреждения г. Агрыз Республики Татарстан. Актуальность работы обусловлена тем, что в последние десятилетия представители коренной национальности стали отходить от своего родного языка и выраженных в нем этнокультурных ценностей; вырастают поколения, не знающие обычаев, истории, культуры, традиций своего народа. Этим объясняется тот факт, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования появился специальный раздел, нацеливающий педагогов на отражение национально-культурных условий, в которых осуществляется воспитательно-образовательный процесс. Цель исследования заключается в анализе экспериментальной программы по удмуртскому языку и культуре в полиэтническом регионе. Новизна работы - в создании и апробации экспериментальной программы по ознакомлению детей дошкольного возраста с удмуртским языком и культурой с опорой на русский и татарский языки. Основным методом исследования является критический анализ, базирующийся на постоянном наблюдении за детьми и контрольной педагогической диагностике. Проект осуществляется под эгидой Института языка и литературы Удмуртского государственного университета в рамках научно-образовательного центра «Инновационное проектирование в мультилингвальном образовательном пространстве». Эксперимент, в котором приняли участие 19 детей, проводился в 2020-2023 гг. - в течение трех учебных годов. Национальный состав детского коллектива: русские (42%), татары (32%), удмурты (26%). Подавляющее большинство детей было из русскоязычных семей (89%), два ребенка (11%) владели татарским языком на элементарном уровне, удмуртский язык не знал ни один ребенок. Эффективность экспериментальной программы подтверждена контрольной педагогической диагностикой. Уровень обученности в процессе приобщения детей к удмуртскому языку и культуре составил в целом 84,5%. К успешности результата следует отнести активное участие родителей в разных видах детской деятельности. Экспериментальная программа «Зарни Бугор» является технологическим продуктом по созданию национально-культурных условий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образования поликультурного региона.

Литература

1. Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку. М.: Каро, 2015.
2. Гаделия Н.Д. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста (на примере интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения): автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 2004.
3. Гальскова Н.Д., Акимова Н.В., Василевич А.П. Методика обучения иностранным языка. М.: Феникс, 2017.
4. Гончарова Т.Г. Обучение иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе единых требований: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2003.
5. Закирова Г.Р. Современные тенденции формирования языкового поведения в Республике Татарстан (на примере города Набережные Челны) // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1529-1534. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34374.
6. «Международная неделя многоязычия в Удмуртском государственном университете»: Программа XII-ого научно-образовательного форума (1-5 марта 2021 г.) / сост.: Л.М. Малых. Удм. гос. ун-т. Ижевск, 2021.
7. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2000.
8. Утехина А.Н., Зеленина Т.И. Интегративная программа «Лингва»: Программа обучения и развития дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2000.
9. Утехина А.Н. Ребенок. Язык. Интеллект. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2017.
10. Утехина А.Н. Культурно-языковое развитие дошкольников и младших школьников в процессе обучения иностранному языку // Многоязычие в образовательном пространстве. 2023. Т. 15. Вып. 2 (17). С. 20-30.
11. ФГОС - Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
12. Хасанова Л.И., Петрова С.И. Экспериментальная программа знакомства детей дошкольного возраста с удмуртским языком и культурой в полиэтническом регионе // Многоязычие в образовательном пространстве. 2020. Т. 12. С. 60-68.
Поступила в редакцию 2023-07-13
Опубликована 2023-09-27
Раздел
I. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ КАК РЕСУРС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ
Страницы
243-252

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.